И Дональд Франк «Дон» Йенко, и Кэррол Шелби, начинали как гонщики, перед тем как переключиться на тюнинг дорожных машин в партнерстве с автопроизводителями, причем Йенко начал свое дело раньше Шелби, в 1957 году. Однако, несмотря на более ранний старт, Йенко вскоре пришлось догонять неутомимого Шелби и первый автомобиль под его брендом появился на гонках американской серии SCCA, где уже доминировал Shelby GT350, лишь в 1966 году.
Может показаться, что Chevrolet Corvair слабо подходит для создания конкурента гоночному Мустангу, но Йенко возлагал большие надежды на прогрессивную конструкцию американского Porsche – Corvair был заднемоторным! Это был достаточно легкий автомобиль с независимой подвеской всех колес.
Если кто не помнит, Корвейру была посвящена глава в книге Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости», разоблачающей «конструктивно обусловленные проблемы с безопасностью американских автомобилей» — Нейдер акцентировал внимание на склонности Corvair к резкому и глубокому заносу задней оси. Corvair задумывался Chevrolet как ответ на существенный прирост импорта небольших европейских автомобилей в США, в частности VW Жука, но был заметно крупнее, мощнее и развивал гораздо более высокие скорости. Автомобиль не был плохим, просто он обладал специфичной «заднемоторной» управляемостью, и американские водители просто оказались к этому не готовы.
Многие годы в автомобильном обществе обсуждалось, что проблемы управляемости Carvair были раздуты и автомобиль не был существенно опаснее, чем Porsche 356 или Volkswagen Beetle, к тому же, 1972 году Национальное агентство по безопасности дорожного движения (или что-то подобное) выпустило объемный доклад (134 страницы!), опровергающий обвинения Нейдера. Тем не менее, пытаясь спасти репутацию модели, инженеры Chevrolet провели полную модернизацию подвески к выходу второго поколения Corvair, чтобы устранить «особенности поведения» автомобиля… Как раз со вторым поколением, конкретно со 140-сильной моделью Corvair Corsa, и работал Дон Йенко.
Оппозит с четырьмя карбюраторами и воздушным охлаждением — точно американский Porsche!
В целях участия в соревнованиях американской серии SCCA (Sports Car Club of America) в классе D (Mustang гонялся в другом классе) Йенко потребовалось собрать 100 Yenko Stinger для омологации. Автомобиль предлагался в нескольких вариантах форсировки двигателя: 160, 190, 220 или 240 лошадиных сил. Помимо этого, была модернизирована система охлаждения, подвеска, коробка передач обзавелась иными передаточными числами для улучшения динамики, впервые на автомобилях Chevrolet появилась двухконтурная тормозная система. Гоночная версия Стингера появилась на трассах в 1966 году. Первая же гонка закончилась для Stinger подиумом, далее были победы в гонках и чемпионатах разных дивизионов.
Руль и пол в зоне ног водителя как-то сильно потерты…
К сожалению, в 1969 году Chevrolet прекратит выпуск Corvair. Дон Йенко, будучи дилером Chevrolet переключился на Camaro, но это уже другая история… А что касается Yenko Stinger, фанаты автоспорта в Америке долгие годы задавались вопросом: «Во что бы превратился Stinger, если бы компания Chevrolet не отказалась от дальнейшего развития заднемоторной компоновки?!».
Автомобиль на фотографиях 1966 года выпуска, участвовал в гонках SCCA в 60-х – 70-х годах, став одним из самых успешных экземпляров Yenko Stinger. Позже Stinger более 15 лет находился в коллекции американского комика Тима Аллена, естественно, подвергался кропотливой реставрации специалистами по Yenko. В настоящее время, автомобиль подготовлен к соревнованиям по винтажному автоспорту – крайне дорогое, но интересное дело!