1 октября 1960 с конвейера сошёл первый блестящий, благоухающий, яркий... да что это мы — тяжело съехал и отдавил ногу рабочему «Запорожец» ЗАЗ-965, получивший в народе прозвище «горбатый». MAXIM собрал о нем несколько не самых известных фактов.
1
Перед тем, как создать этот эталон дизайна, инженеры экспериментировали.
В 1956-ом была собрана (и тут же в ужасе отправлена на переплавку) модель «Белка» — ИМЗ-НАМИ-А50.
Передняя часть этого... автомобиля откидывалась вперед, позволяя счастливому владельцу пролезть в салон. Последний, кстати, был достаточно просторным, но зато у «Белки» практически отсутствовал багажник.

2
«Горбатый» был единственным автомобилем в СССР, который выпускался в версии для инвалидов. В ней был изменен механизмами управления, и советские граждане любовно называли его «инвалидкой». «Инвалидки» распространялись они через органы соцобеспечения (ВНИМАНИЕ! на видео не она, но тоже «красивая машина»).
3
«Запорожец» строил втрое дешевле «Волги» (По легенде, цена равнялась стоимости 1000 бутылок водки. За это автолюбители-запорожцеводы тайно ненавидели владельцев «Волг».
4
Выпускались даже экспортные версии «горбатого». Например, с правосторонним расположением руля для стран с левосторонним движением. Эти модификации отличались улучшенной отделкой салона и мощным тюнингом: радиоприемником и пепельницей. За границей «Запорожец»известен как Jalta и Eliette.

5
Заднее и лобовое стекла ЗАЗ-965 были одинаковыми. А значит, взаимозаменяемыми. Разбил «лобовуху», не вписавшись в поворот?
Ничего! У тебя всегда есть еще одна в запасе!6
Именно «Запорожец» собирает папа Дяди Федора прямо в комнате. И именно «Запорожец» — отчаянно-зеленого цвета — чуть не сбивает волка из «Ну, погоди!» в одной из серий.

7
ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А жаль: представляешь, как можно было бы весело пощелкать тумблером в пробке? И с дверями, открывающимся против движения автомобиля.

8
Так называемые «жабры», то есть жалюзи воздухозаборники, называются еще «тёрка Вассермана». Не того Вассермана, что носит жилетку с миллионом карманов, а конструктора завода «Коммунар», который придумал с их помощью охлаждать мотор автомобиля.
9
Прототипом ЗАЗ-965 называют Fiat 600. Что примечательно, его задняя крышка покатая, то есть никакого »горба« на ней нет. Отечественная разработка!

10
«Запорожцу» посвящали баллады, стихи и песни. Хорошо-хорошо, песню. Одну.
ЕЩЕ забавный тюнинг "Запорожца"