На Германию, проигравшую Первую мировую войну и подписавшую Версальский договор, был наложен ряд серьезных ограничений в военном плане. В том числе направленных на сдерживание развития немецкой бронетехники. Согласно условиям договора, немцам разрешалось производить только легкие бронеавтомобили для нужд полиции и лишь ограниченными сериями.
В то же время Рейхсверу остро не хватало бронетехники, по этой причине во время учений очень часто использовались самые различные макеты и муляжи танков и колесной бронетехники. Правда, работу над проектированием различной бронетехники немецкие конструкторы никогда не прекращали, но им приходилось вести ее в тайне, часто сотрудничая в этой области с другими странами.
Незадолго до прихода нацистов к власти верховное командование рейхсвера уже чувствовало себя настолько уверенно, что в 1932 году выдало техзадание на создание легкого бронеавтомобиля для армейских нужд.
Новая бронемашина предназначалась для сопровождения кавалерийских и пехотных частей, а также для ведения разведки и обеспечения связи. Военные сразу же рассчитывали на постройку большой партии бронемашин, поэтому решили воздержаться от экспериментов и конкурсной борьбы, что неизбежно привело бы к дополнительным финансовым тратам.
false
false
Незадолго до прихода нацистов к власти верховное командование рейхсвера уже чувствовало себя настолько уверенно, что в 1932 году выдало техзадание на создание легкого бронеавтомобиля для армейских нужд.
false
false
Новая бронемашина предназначалась для сопровождения кавалерийских и пехотных частей, а также для ведения разведки и обеспечения связи. Военные сразу же рассчитывали на постройку большой партии бронемашин, поэтому решили воздержаться от экспериментов и конкурсной борьбы, что неизбежно привело бы к дополнительным финансовым тратам.
В качестве базы было выбрано шасси легкового автомобиля Adler 3Gd, которое не имело полного привода, но уже использовалось немецкой армией под обозначением Kfz.12.
Ближайшая “родственная” модель Adler 6 ранее была использована для постройки крупной серии учебно-разведывательных машин и получила хорошие рекомендации, так что выбор ходовой части был однозначным.
Для новой бронемашины, обозначенной как Kfz.13, был спроектирован открытый сверху сварной корпус с толщиной бронелистов 8 мм. В верхней части корпуса они располагались под небольшими углами наклона, что частично компенсировало тонкое бронирование. Компоновка осталась классической, с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и совмещенными отделениями управления и боевым отсеком.
На бронеавтомобиле устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Adler 6S мощностью 60 л.с. что позволяло развивать по шоссейной дороге максимальную скорость до 50 км\ч. Шасси имело привод только на задние колёса, передние были управляемыми. Подвеска сохранилась стандартная, на полуэллиптических рессорах. По другим данным для производства серийных Kfz.13 использовалось всё-таки шасси Adler 6 с колёсной формулой 4х4.
Экипаж машины состоял всего из двух человек: командира (он же стрелок) и водителя. Может показаться странным, но Kfz.13 совершенно не оснащались радиостанциями и связь между машинами поддерживалась только с помощью флажковой сигнализации.
Вооружение бронемашины было откровенно слабым. В средней части корпуса за бронещитом устанавливался единственный 7,92-мм пулемет MG13 с круговым сектором обстрела и углами вертикального наведения от -35° до +65°. Боезапас составлял 1000 патронов.
Серийное производство Kfz.13 развернули в 1932 году на заводе фирмы Daimler-Benz в Берлине, где до конца 1934 года успели собрать 147 машин. Кроме обычной (“линейной”) модификации параллельно был налажен выпуск радиофицированной модели Kfz.14.
Все различия между ними сводились к демонтажу вооружения и установке радиостанции. Экипаж увеличился до 3-х человек, за счет включения в его состав радиста. Всего было выпущено 40 машин модификации Kfz.14.
Как и следовало ожидать, большой популярностью Kfz.13 и Kfz.14 не пользовались. Немецкие солдаты дали им кличку “Badewanne” (корыто) из-за характерной формы корпуса и слабого бронирования. Тем не менее, с 1932 по 1935 гг. эти машины составляли основу парка бронеавтомобилей вермахта вплоть до появления более совершенных Sd.Kfz.221. Как правило, несколько единиц Kfz.13 включали в состав пулеметных рот кавалерийских батальонов и в разведывательные соединения. Период их активно службы продолжался вплоть до 1937 года.
Уже к 1938 году данные бронеавтомобили начали заменяться более совершенными Sd.Kfz.221 и считались безнадежно устаревшими. Однако Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 все равно успели принять участие во Второй мировой войне.
Немцы использовали данные бронеавтомобили во время вторжения в Польшу, Францию и Нидерланды, часть машин даже приняла участие в операции «Барбаросса» летом 1941 года. При этом уже польская кампания вермахта наглядно обозначила все слабые стороны бронеавтомобиля: слабое бронирование, недостаточная мощность двигателя и отсутствие полного привода.
В сентябре 1939 года Вермахт потерял в боях в Польше как минимум 23 таких бронеавтомобиля. В 1941 году немногочисленные уцелевшие экземпляры были выведены из боевых частей и использовались в дальнейшем исключительно в качестве учебных, небольшая часть была передана в полицию.