Интересная артсистема, созданная в кратчайшие сроки, но, к сожалению, не выпущенная большой серией, а потому не внесшая заметного вклада в победу над сборной Европы.
Немецкая мобильность механизированных и танковых частей в начале войны моментально выявила потребность Красной Армии в средствах противостояния.
И не просто противотанковых, а в мобильных противотанковых и зенитных самоходках.Слишком оперативными оказались танковые части Вермахта, слишком неповоротливыми в плане маневра выглядели советские противотанковые батареи на конной и автомобильной тяге. И слишком уязвимыми.
1 июля 1941 года народный комиссар вооружения Борис Львович Ванников подписал приказ следующего содержания:
«Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю:
1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси;
2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;
3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.
При проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину. Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года».
Фактически на плечи Ванникова легли проблемы исправления ошибок товарища Кулика, который мало смыслил в артиллерии вообще и командовании в частности, но огромные амбиции маршала Кулика позволяли ему похоронить многое.
В том числе и ЗиС-2, прекрасную 57-мм противотанковую пушку Грабина.
Но здесь уместнее дать слово самому Грабину:
«Наше КБ, много лет разрабатывая вопрос о повышении подвижности артиллерийских систем, пришло к выводу, что артиллерии нужны не только большие скорости на марше по дорогам, но и хорошая проходимость на полях сражения.
Решили установить орудия на гусеничную машину — создать самодвижущуюся пушку. В первую очередь это касалось противотанковой и дивизионной артиллерии: тогда она смогла бы появляться там, где ее не ждали.
В конце 1940 года КБ выступило с предложением создать самодвижущиеся пушки. Начальник ГАУ маршал Кулик встретил это предложение доброжелательно. Идея создания высокоподвижной и проходимой артиллерии не покидала нас. Мы искали гусеничную машину, на которую можно было бы установить 57-миллиметровую противотанковую пушку ЗИС-2 и 76-миллиметровую дивизионную пушку Ф-22 УСВ образца 1939 года.
От мысли использовать Ф-22 УСВ пришлось в конце концов отказаться: эта пушка была слишком велика по габаритам. Но ЗИС-2, установленная на тягаче "Комсомолец" и на колесно-гусеничном вездеходе, при испытании ее стрельбой и возкой показала отличные результаты: высокую кучность боя, скорострельность, устойчивость, подвижность и проходимость по всяким дорогам и даже по бездорожью».
Нас больше всего интересует происходившее на заводе №92. Там для реализации приказа Ванникова была создана отдельная группа проектировщиков под руководством Петра Федоровича Муравьева.
В результате работы уже в конце июля из ворот завода вышли две самоходки: ЗиС-30 и ЗиС-31.
Первая представляла собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, установленную на артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец».
Вторая – ту же пушку ЗиС-2, но на специально забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.
Сравнительные испытания двух машин, проведенные в июле-августе, показали, что ЗиС-31 при стрельбе более устойчива и обладает большей кучностью по сравнению с ЗиС-30.
Однако вследствие того, что проходимость ЗиС-31 была значительно ниже ЗиС-30, предпочтение отдали последней.
Согласно приказа Ванникова завод №92 с 1 сентября 1941 года должен был начать серийное производство ЗиС-30.
Но беда подкралась вообще не оттуда, откуда ее вообще можно было бы ждать. Единственное предприятие-производитель «Комсомольцев», московский завод №37, вследствие неправильной политики планирования полностью свернул выпуск тягачей и перешел на выпуск танков.
Для изготовления ЗиС-30 заводу № 92 пришлось изымать «Комсомольцы» из воинских частей и заниматься ремонтом машин, пришедших с фронта. В результате этих проволочек серийное производство самоходок началось только с 21 сентября. Всего до 15 октября 1941 года заводом было изготовлено 101 машина ЗиС-30 с 57-мм пушкой ЗиС-2 (с учетом первой опытной машины) и одна ЗиС-30 с 45-мм противотанковой пушкой.
На этом, собственно, все. Отсутствие базы для создания самоходки полностью испортило дело. Выпуск ЗиС-30 был прекращен.
Группа Петра Муравьева не сдалась, понимая значимость этой самоходки. И в начале октября появился проект ЗиС-41, в котором пушка ЗиС-2 устанавливалась на шасси полугусеничного вездехода ЗиС-22, который выпускался в Москве.
Испытанная в ноябре 1941 года ЗиС-41 показала неплохие результаты. Однако к этому времени московский автозавод ЗиС эвакуировался и в принципе не мог дать достаточного количества вездеходов ЗиС-22. Поэтому в конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 прекратили.
Самоходки ЗиС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Все они пошли на укомплектование батарей ПТО в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтон (всего ими было укомплектовано около 20 танковых бригад).
Здесь есть один момент, весьма усложняющий любые исследования в этой области. Документально практически невозможно отличить машину ЗиС-30 от 57-мм пушки ЗиС-2. Дело в том, что заводской индекс ЗиС-30 не был известен в войсках и поэтому в военных сводках эти машины проходили как «57-мм пушки ПТО» – точно так же, как и 57-мм пушки ЗиС-2.
Исключительно редко они проходят по документам как «самоходные 57-мм пушки ПТО». Ну плюс ведомости на ГСМ позволяют точно понять, где применялись ЗиС-2, а где ЗиС-30. ЗиС-2 горючее не требовалось.
В боях ЗиС-30 показали себя очень хорошо. Так, уже 1 октября на пленуме артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) под председательством Э. Сателя, было доложено «об успешном боевом применении машин ЗиС-30».
Однако при более длительной эксплуатации у самоходок выявилось множество недостатков, обусловленных в первую очередь тем, что исходная база не была приспособлена для того, чтобы стать самоходным орудием.
В артиллерийский комитет ГАУ поступили отзывы из войсковых частей на 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 и ЗиС-30. В отношении последней, в частности, было сказано следующее:
«Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машин».
Скажем так: могло быть и хуже. Но, при всех озвученных недостатках, ЗиС-30 воевали и воевали успешно. 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2 успешно поражала все танки того времени. Но увы, к лету 1942 года в войсках практически не осталось этих машин. Часть из них была потеряна в боях, а часть вышла из строя ввиду поломок. А ремонтировать их было просто негде, поскольку завод теперь выпускал танки.
Что же из себя представляла САУ ЗИС-30?
Как уже было сказано, ЗИС-30 представляла собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра, установленную открыто на полубронированном тягаче Т-20 "Комсомолец".
Боевой расчет установки состоял из пяти человек.
Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту — в секторе 30°. Для наведения использовались подъемный секторный механизм червячного типа и поворотный механизм винтового типа, обеспечивавший скорость наводки 4 град/с.
При стрельбе использовался штатный прицел ПШ-2 или ОП2-55. Прицел ПП1-2 применялся как для стрельбы прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых огневых позиций. Он состоял из панорамы и прицельной части, соединенных между собой винтами. В ночных условиях для освещения шкал прицела применялся прибор "Луч-1".
Вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа позволял достигнуть скорострельности до 25 выстр/мин., прицельная скорострельность составляла 15 выстр/мин.
Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины.
Крепление пушки по-походному на марше обеспечивалось с помощью кронштейна, устанавливавшегося на крыше кабины машины, и специального стопора, располагавшегося в корме корпуса.
Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Пулемет легко извлекался и использовался в качестве ручного.
В перевозимый на ЗИС-30 боекомплект входили 20 выстрелов к пушке и 756 патронов к пулемету ДТ (12 дисков).
В боекомплект установки входили выстрелы с подкалиберными (УБР-27Ш, УБР-271Н), осколочными (УО-271У или УО-271УЖ) и бронебойно-трассирующими тупоголовыми и остроголовыми (УБР-271, УБР-271К, УБР-271СП) снарядами.
Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом при высоте цели 2 м составляла 1100 м. Дальность стрельбы осколочной гранатой УО-271У составляла 8400 м.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть самоходной установки ЗИС-30 остались без изменений по сравнению с полубронированным тягачом Т-20, о котором мы уже рассказывали здесь: Рассказы об оружии. Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Тактико-технические характеристики легкого самоходного орудия ЗИС-30:
Экипаж, чел: 4
Масса, кг: 4 000
Габаритные размеры:
— длина, м: 3,45
— ширина, м: 1,859
— высота, м: 2,23
— клиренс, м: 0,3
Бронирование, мм
— лоб корпуса: 10
— борт: 7
— корма: 7
Вооружение:
— 57-мм пушка ЗИС-2, боекомплект 20 снарядов;
— 7,62-мм пулемет ДТ, боекомплект 756 патронов.
Двигатель: "ГАЗ-АА", 6-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода по шоссе, км: 152
Максимальная скорость, км/ч: 50
Выпущено, шт.: 101.