Мы привыкли презрительно морщиться, когда видим в потоке малютку-«Оку», или японскую микролитражку, едва вмещающуюся четырёх человек. Однако эти автомобили не являются наименьшими в мире, ведь существуют и транспортные средства, при создании которых инженеры ориентировались на сокращение габаритов и массы в ущерб всему остальному, включая динамику, удобство управления и вместимость. Поэтому достаточно интересно будет узнать, где выпускается самый маленький автомобиль в мире, какими параметрами он обладает, и для кого предназначается такая удивительная машина.
Топ-5 наименьших
Сразу хочется сказать о том, что в рейтинг попали только серийные транспортные средства, которые выпускаются на крупных промышленных предприятиях, а не самодельные мотоколяски, производимые частными мастерскими в единичных экземплярах. Кроме того, речь идёт именно об автомобилях, то есть полностью закрытых машинах, а не о двухколёсной мототехнике, которая, конечно же, может быть меньше, чем любой из участников этого рейтинга. Все автомобили, представленные в списке, можно приобрести прямо сейчас — конечно, если вы озаботитесь самостоятельной доставкой и таможенным оформлением, ведь большинство из них официально не представлены на российском рынке.
Номер 5. Toyota iQ
Если вы думаете, что самые маленькие автомобили обязательно должны вмещать не больше двух пассажиров, то вы сильно ошибаетесь. Доказательством тому служит необычное транспортное средство под наименованием iQ, производимое японским автомобильным концерном Toyota. Длина автомобиля составляет всего 2,98 метра, включая передний и задний бампер, однако внутри могут разместиться три человека. Конструкторы предусмотрели специальный вырез в передней панели, который позволяет переднему пассажиру максимально близко придвинуться к лобовому стеклу. За счёт этого за ним освобождается место для ребёнка, подростка или взрослого небольшой комплекции — а за водителем, который занимает привилегированное положение, можно поместить лишь небольшой объём багажа.
Несмотря на то что автомобиль имеет более чем скромные габариты, его стоимость превышает аналогичный показатель крупных транспортных средств и составляет 22000 долларов. Причиной тому служит техническое совершенство машины — она оснащается всем необходимым для комфортного передвижения, а также снабжается комплексом систем безопасности, в состав которого входит девять подушек безопасности, включая коленные и боковые. Кроме того, вызывают уважение и динамические параметры — так, Toyota iQ, силовым агрегатом которой выступает 1-литровый мотор мощностью в 68 лошадиных сил, достигает предельной скорости в 170 км/ч и разгоняется до первой «сотни» всего за 11,6 секунд. Кроме того, можно заказать и специальную модификацию с двигателем, рабочий объём которого равен 1,33 литра, а мощность — 98 лошадиных сил. Несмотря на увеличенную производительность, динамические характеристики почти не отличаются от описанных выше, так как механическая трансмиссия в дорогой версии заменена бесступенчатым вариатором.
Видео об автомобиле Toyota iQ:
Номер 4. Suzuki Twin
В рейтинг маленьких автомобилей попало и ещё одно транспортное средство из Японии, выпущенной крупной корпорацией — на этот раз таковым стал Suzuki Twin. Длина его ещё меньше — она равна всего 2,73 метра, однако и вместимость также сокращена по сравнению с микролитражкой от Toyota. Здесь поместятся только два пассажира, которые смогут положить непосредственно за спинки сидений только самое необходимое. Округлый дизайн радует глаз любого человека, который встречает этот автомобиль на дороге, однако размерами и стилистикой особенности машины не исчерпываются. Компактный Suzuki Twin одним из первых среди микролитражек начал оснащаться гибридной трансмиссией, основанной на применении бензинового атмосферного мотора объёмом в 660 кубических сантиметров и вспомогательного электродвигателя.
При суммарной мощности силовой установки в 44 лошадиные силы маленький автомобиль ускоряется до 120 км/ч, однако даже путь до 100 км/ч занимает у него целых 33 секунды. Кроме того, многие эксперты отмечали тот факт, что благодаря своей короткой колёсной базе на скорости более 80 км/ч машина становится по-настоящему неуправляемой. Поэтому компания Suzuki во всех официальных публикациях указывает максимальную скорость, равную 60 км/ч и предлагает покупателям установить соответствующий этому показателю электронный ограничитель. Стоимость автомобиля также является достаточно маленькой — она установлена на уровне 12 тысяч долларов. Однако экономных потребителей должен радовать и тот факт, что в среднем машина расходует всего 3,3 литра бензина на 100 километров при движении в городском режиме.
Видео об автомобиле Suzuki Twin:
Номер 3. Smart forTWO
А вы думали, что малыши Smart, изредка встречающиеся на улицах наших городов — самые маленькие серийные автомобили? Нет, они действительно занимают третье место в нашем рейтинге, несмотря на свою способность парковаться перпендикулярно бордюру без создания неудобств для иных участников дорожного движения. При длине в 2,7 метра автомобиль максимально удобен для двух пассажиров — в первую очередь, благодаря тому, что его разработкой занималась автомобильная корпорация Mercedes. К сожалению, крупные регулируемые кресла ограничивают пространство в багажнике — а если вспомнить, что мотор находится под его полом, то можно понять, что ничего крупнее двух женских сумочек назад положить не удастся. Кроме того, автомобиль Smart forTWO огорчает ценителей безопасности присутствием всего лишь двух надувных подушек, раскрывающихся во время аварии.
При стоимости, начинающейся от 15 тысяч долларов, автомобиль предлагает потребителям достаточно мощные моторы, производительность которых составляет 61 лошадиную силу для бензинового агрегата и 41 лошадиную силу — для дизельного. Машина может ехать ненамного быстрее, чем Suzuki — она достигает предельной скорости в 135 километров в час, но первую «сотню» набирает уже через 13 секунд. При этом расход топлива является очень умеренным — он составляет всего лишь 5 литров для бензиновой модификации и 3,5 литра — для дизельной. Уже в базовой комплектации потребителям предлагается множество электронных приспособлений, среди которых — многоканальная АБС и система стабилизации.
Видео об автомобиле Smart forTWO:
Номер 2. Mitsuoka MC-1
Производитель этого транспортного средства не имеет мировой известности, но всё же является крупным промышленным предприятием, занимающимся серийным выпуском автомобилей. Встречайте — Mitsuoka MC-1, гибрид автомобиля и скутера. В отличие от других стран, в Японии действует норма, позволяющая собственникам автомобилей с мотором, объём которого не превышает 49 кубических сантиметров, а также максимальной скоростью, равной 59 км/ч и меньше, приравнивать их к мопедам. Для получения права управления ими требуется пройти упрощённые экзамены, а впоследствии вам не нужно будет предоставлять городским властям справку о наличии парковочного места и платить транспортные сборы. Кроме того, понятно, что при длине 1,755 метра водителю этого автомобиля не придётся долго искать место для парковки и страдать от перегруженности городских магистралей.
Если внимательно присмотреться к Mitsuoka MC-1, то можно заметить, что крыша, двери и задняя панель этого автомобиля сделаны… из ткани, которая обычно идёт на пошив мягкого верха в кабриолете. При снятой обшивке автомобиль напоминает тележку для гольфа — однако, в отличие от той, здесь предусмотрено только одно место. Масса, равная 160 килограмм, ставит транспортное средство по динамическим характеристикам на один уровень с крупными скутерами — тем более что мощность мотора здесь превышает их средний показатель и составляет 6,5 лошадиных сил. Скорость ограничена на отметке 50 км/ч — этого вполне достаточно для движения по городу, но выезд на трассу не принесёт вам ничего, кроме неприятностей. Тем более что объём бака составляет всего 7 литров при среднем расходе, составляющем 2–3 литра на 100 километров.
Видео об автомобиле Mitsuoka MC-1:
Номер 1. Peel P50
Наконец, мы можем увидеть самый маленький автомобиль в мире — им является Peel P50, который, по данным производителя, серийно выпускается на некоей «секретной фабрике», расположенной на севере Великобритании. Примечательно, что транспортное средство уже ранее находилось в производстве — в конце 80-х — начале 90-х годов оно выпускалось другой фирмой, которая использовала в качестве силовых агрегатов двигатели от немецких мотороллеров DKW. Тот мотор, обладавший мощностью в 4,2 лошадиной силы, позволял достигать скорости в 61 км/ч, если вес человека, сидящего внутри, не превышал 50 килограмм. В настоящее время изготовление транспортного средства осуществляется с применением электромотора, позволяющего развивать скорость до 16 км/ч.
В основе автомобиля Peel P50 лежит пространственный каркас, собранный из легкосплавных труб. Благодаря тому, что он обшит стеклопластиковыми панелями, машина весит всего 60 кг — это позволяет в прямом смысле слова носить личный транспорт в руках, что можно легко осуществить благодаря наличию на задней стенке кузова специальной ручки. Оригинальный автомобиль, оснащавшийся бензиновым мотором, имел трёхступенчатую МКПП — для версии с электродвигателем анонсировано применение одноступенчатой планетарной передачи. Стоимость самого маленького автомобиля, имеющего сзади всего одно ведущее колесо, в своё время составляла 200 фунтов стерлингов — сейчас же за него придётся выложить уже 15000 фунтов.
Видео об автомобиле Peel P50:
Машина с длиной в 1,34 метра широко известна во всём мире благодаря её участию в съёмках передачи TopGear. Ведущий и автор идеи, Джереми Кларксон, прокатился на Peel P50 по всему Лондону, и въехал на ней прямо в офисное здание, поднялся на лифте на нужный этаж, попав в конференц-зал. На вопрос о необходимости предоставления стула, он заметил, что с этим автомобилем ему не нужно дополнительное посадочное место. После окончания совещания в офисе телекомпании Джереми проделал обратный путь, отметив, что при наличии задней передачи Peel P50 мог бы стать лучшим в мире городским транспортным средством. Неизвестно, является ли это верным на самом деле, но, по слухам, создатели автомобиля уделили очень большое внимание тому, чтобы он проходил в стандартную дверь.
Дорогие игрушки?
Когда-то футурологи рисовали будущее транспортной системы, как множество подобных одноместных «капсул», оснащённых системой автоматического вождения. Однако, как мы видим, чересчур маленькие автомобили не пользуются большим спросом — люди отдают предпочтение традиционным транспортным средствам с немного более крупными габаритами, которые значительно удобнее в эксплуатации. Хотя, вполне возможно, что такие малютки просто опередили своё время и вскоре мы увидим массовый переход людей на класс автомобилей «микро».