Пожалуй, большие универсалы никогда не были так популярны, как в США в 50-70-х годах прошлого века. Вспомним об эпохе, подарившей миру самые красивые и необычные семейные автомобили.
Время расцвета универсалов в США пришлось на середину 20-го века. К концу 50-х на автомобили с кузовом Station Wagon приходилось пятая доля всех продаж на американском рынке.
Столь высокая популярность больших семейных машин обусловлена послевоенным всплеском рождаемости и активным заселением пригородов. Одним из самых ярких представителей той эпохи стал Plymouth Suburban, предлагавшийся с шести- и девятиместным салоном.Plymouth Suburban второй половины 50-х оснащался производительными моторами V8 и всеми самыми модными фишками того времени – хромированными молдингами, «плавниками» и «клыками». В конце 50-х годов универсалы стали самыми популярными машинами в линейке «Плимута» – на них приходилось больше половины всех продаж.
В 50-е и 60-е годы большинство моделей, выпускаемых американскими компаниями, имели модификации с кузовом «универсал». Chevrolet Nomad первого поколения, производившийся с 1955 по 1957 год, считается «иконой» стиля тех времен. На данный момент «Кочевники» остаются самыми востребованными машинами с этим типом кузова среди автомобильных коллекционеров.
В конце 50-х Nomad стоял на вершине модельной линейки компании Chevrolet и стоил дороже роскошного Chevrolet Bel Air с кузовом «кабриолет». В дальнейшем слово Nomad стало нарицательным – им начали называть пятидверные модификации моделей Biscayne, Brookwood, Chevelle и Impala, как на фотографии.
Pontiac Catalina Safari хоть и была самой дешевой большой моделью «Понтиака», но при этом существенно превосходила Chevrolet Impala по оснащению. Скажем, на «Сафари» ставилась новая «восьмерка» и четырехступенчатый «автомат», тогда как «Импала» долгое время оснащалась «шестеркой» и двухступенчатой трансмиссией.
Со временем у универсала появилась фирменная «расщепленная» радиаторная решетка, которая затем на долгие годы стала визитной карточкой всех моделей «Понтиака».
Buick Caballero, появившийся в 1957 году, считался самым красивым представителем семейства Century. Универсал оснащался новейшим шестилитровым агрегатом V8, который выдавал свыше 300 лошадиных сил. Двигатель работал только с «автоматом» – в том же 1957 году Buick решил полностью отказаться от механических коробок.
Buick Century Caballero был нашпигован наибогатейшим для тех времен оборудованием. У него были бескамерные покрышки, кондиционер, отопитель, автоматический стеклоомыватель и электрические регулировки сидений в шести направлениях.
Еще одним очень роскошным универсалом конца 50-х считался Edsel Bermuda. Модель предлагалась с богатой отделкой салона, фирменными виниловыми накладками «под дерево» на кузове, шестилитровым V8 и инновационной автоматической трансмиссией Teletouch, управление которой осуществлялось при помощи кнопок на ступице рулевого колеса.
Девятиместная модификация Edsel Bermuda, выпущенная тиражом в 779 экземпляров, является самой редкой моделью премиального бренда концерна Ford, упраздненного в 1960 году.
Mercury Colony Park стал одним из самых больших и вместительных универсалов начала 60-х годов. Длина машины составляла 5,6 метра, ширина – 2,1 метра, а его колесная база достигала 3,2 метра. Багажное отделение могло вместить до 1800 литров груза.
Линейка двигателей включала в себя огромный семилитровый агрегат Super Marauder V8, работавший в паре с трехступенчатым «автоматом». Colony Park стала первой массовой американской машиной с мотором мощностью свыше 400 лошадиных сил.
Nash Rambler стоит особняком среди американских универсалов середины 20-го века. На дизайн модели оказали влияние вернувшиеся с войны американские солдаты, насмотревшиеся на типичные европейские машины тех времен – маленькие и экономичные. В итоге, у Nash получился относительно компактный, недорогой и умеренный в аппетите «Бродяга», но с просторным салоном со всеми удобствами.
Nash Rambler, предлагавшийся с рядными «шестерками», отличался хорошей управляемостью, достойной динамикой и надежностью. Для универсала была доступна автоматическая трансмиссия «Hydra-Matic» от General Motors и климатическая установка «Weather Eye». И то, и другое впервые было опробовано именно на модели Rambler.
В 1956 году Nash Rambler сменил поколение и стал выпускаться корпорацией American Motors (AMC), образовавшейся после слияния компаний Nash Kelvinator Corporation и Hudson Motor Car Company. «Рамблер» называют «самой значимой машиной в истории AMC».
Studebaker Lark Wagonaire стал одной из последних моделей американской компании со столетней историей, которая подошла к своему завершению в 1966 году. Разработчики «Студебейкера» впервые попробовали совместить в одной машине и пикап, и универсал.
Studebaker Lark Wagonaire получил необычную конструкцию крыши со сдвижной секцией в ее задней части, которая позволяла перевозить габаритные грузы в вертикальном положении – от холодильников до стройматериалов.
Другое нестандартное решение, столь полюбившееся американцам, применили на знаменитом Oldsmobile Vista Cruiser. Универсал, выпускавшийся до конца 70-х, получил уникальную остекленную крышу, приподнимающуюся в задней части кузова.
Аналогичную конструкцию использовали на модели Buick Sportswagon. Такая крыша создавала ощущение света и простора в салоне. Да и снаружи это выглядело потрясающе.
Ford Country Squire был поистине культовой машиной для американских семей. Девятиместный универсал выпускался более 40 лет на базе разных моделей – от Custom DeLuxe в 50-х до Crown Victoria в 90-х годах.
Наименование Country Squire стало одним из самых долгоиграющих в истории «Форда». По своему долголетию оно уступает лишь названиям Thunderbird и Mustang.
Еще одним культовым представителем американских универсалов стал Chrysler Town & Country, выпускавшийся почти полвека – с 1941 по 1988 год.
Оригинальный Chrysler Town & Country сняли с производства в 1988 году – с тех пор это имя носил минивэн. Именно появление однообъемников считается главной причиной исчезновения классических американских универсалов.