На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 599 подписчиков

Дикие «Волги». Легендарная гоночная серия Dzintara Volga возрождается в России

Заезд Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо»

Самой главной из всех доступных гражданам СССР автомобильных марок была «Волга». Даже уступая поколенчески модным, быстрым и юрким «Жигулям», «Волга» ценилась как номенклатурная единица, как «автомобиль с партбилетом». Круче черной «Волги» могла быть только черная «Волга» с велюром и магнитофоном. В восьмидесятые годы новую «Волгу» можно было легко обменять на двухкомнатный кооператив на юго-западе столицы.

Поэтому немудрено, что гонки на машинах величиной с квартиру были особо зрелищными и престижными.

Все началось с таксистов. Идея провести спортивный уикенд на рабочих машинах пришла в голову товарищам из рижского таксомоторного парка. Так вместе с галочкой в плане повышения водительского мастерства за 1963 год была поставлена и первая вешка в истории гоночной серии Dzintara Volga — «Янтарная Волга».

Импровизированный чемпионат таксопарков проводился в Межапарке, фешенебельном районе Риги. Гонки были замечены всесоюзной прессой (всему прибалтийскому вообще уделялось внимания больше, чем чему-то нечерноземному, так как и картинка в телевизоре была опрятнее, да и жизнь почти «заграничная»), в Латвию стали съезжаться спортсмены из других рес­публик, краев и областей. На волне популярности в 1966 году «янтарные» гонки переезжают на специально построенный автодром Бикерниеки — образцовую кольцевую трассу всего Советского Союза.

Боевая спортивная единица — «Волга» ГАЗ-21. В базовой версии — 75-сильная, полуторатонная машина с трехступенчатой коробкой и клиренсом как у пассажирского лайнера Ту-104. Единственным оправданием в пользу ее как спортивной машины были прочный кузов и неубиваемое шасси.

Вылет с трассы, переворот на крышу, удар о соперника — все это было поправимо и для кузова, и для шасси. В порядке вещей считалось, что после воскресных соревнований в понедельник машина снова выходила на линию и работала по прейскуранту «20 копеек — километр». В начале семидесятых старая «Волга» естественным образом уступила стартовые позиции «Волге» новой — «двадцать четвертой». Однако правила игры не изменились — новая модель так же хорошо держала удары, но была явно быстрее, легче и намного устойчивее.

Еще один парадокс той, советской, действительности: в такси с Горьковского автозавода уходило до 40 процентов выпуска исконно дефицитных «Волг». Но только эти автомобили и могли выдерживать бесконечные тысячи километров, центнеры пассажиров и багажа — в мороз, в жару и с минимальным обслуживанием. Другие попросту разваливались. За несколько лет «Волга» наезжала до полумиллиона километров, после чего могла быть списана, разукомплектована или отдана «на спорт». Во всяком случае, формально так и получалось. Однако вскоре, войдя в азарт спортивной борьбы и учуяв запах почетных грамот, переходящих красных знамен, а то и турпутевок на Золотые пески в Болгарию, начальники таксопарков стали передавать в команды не только лучшие машины, но и совершенно новые. Так в «Янтарной Волге» началась гонка вооружений.

В 80-е «Волгу» можно было обменять на двухкомнатную квартиру

Арсенал средств повысить скорость тяжелой и неповоротливой «баржи» был в общем-то небогат: форсирование двигателя увеличением оборотов и степени сжатия, облегчение машины путем выкидывания всего лишнего и отрезания ненужного, зажимание подвески для лучшей устойчивости и разварка колесных дисков под широкие шины для большей разлапистости. По картинкам из западных журналов гонщики воспроизводили на «Волгах» наивные и никак не продуманные аэродинамические ухищрения: юбки, фартуки, антикрылья. На поведение тяжелой машины на извилистой трассе это не влияло, но оказывало сильное психологическое воздействие на окружающих. Верхом перфекционизма было достать и приспособить к «Волге» легкие магниевые диски колес от вертолета Ми-2. Рычащая, монструозная, агрессивно настроенная «Волга» была нашим ответом на смешные попытки Запада учить нас спорткаростроению.

Со временем конкуренцию разнузданным таксистам (хотя среди них было немало достойных гонщиков — кольцевиков, раллистов, трековиков) стали составлять спорт­смены ведомственных обществ. Достаточно вспомнить советскую армию, милицию и КГБ, чтобы представить потенциал тогдашних ЦСКА и «Динамо». Однако настоящей грозой «Янтарной Волги» было горьковское «Торпедо» — команда самого ГАЗа. Фирменные цвета — «белый верх, черный низ». Одним своим видом горьковчане показывали, кто «Волге» хозяин. Их козыри против любительского перфекционизма — профессионально рассчитанные экспериментальные агрегаты. По своей энергетике Dzintara Volga была чем-то вроде физического аналога суперпопулярной американской кузовной серии NASCAR, наглядным примером зависимости энергии тела от массы и квадрата скорости. Да, «Волга» уступала в динамике, но по массе ей так и не было равных! Без малого двадцать лет ГАЗ-24 и поздняя ее модификация ГАЗ-24-10 являлись снарядами самой крупнокалиберной кольцевой гоночной серии во всем Союзе. Но в 1991 году все рушится. Dzintara и «Волга» оказываются по разные стороны таможни. Проходит еще двадцать лет...

В 2010 году на трассе Бикерниеки были проведены первые за все постсоветское время соревнования на «дзинтарах». Возврат к прошлому — никак не ностальгия по временам Союза, а признание того факта, что до сих пор нет более доступной по бюджету и при этом по-настоящему «злой» кольцевой гоночной серии, чем Dzintara Volga. С одиннадцати машин, среди которых были и классические «дзинтары» постройки восьмидесятых, число участников серии за один год выросло до двадцати, а это уже была заявка на собственный чемпионат. И только в 2012 году тема Dzintara впервые пришла на родину своей главной машины. 29 участников из трех стран Прибалтики и России (это рекорд массовости для российских кольцевых гонок) приняли старт в гонке Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо». С этого момента и начинается российская эпопея гонок на самых настоящих автомобилях — больших, как река.

Старт заезда Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо»

В основе классической «Янтарной Волги» лежит технический регламент конца восьмидесятых, потрясающий своей простотой и доступностью деталей. Ничего сверхъестественного, ничего специального и дорогого: карбюраторы, рессоры, шкворни, барабанные тормоза. Ни одной элект­ронной штуковины! Звук выхлопа (его эхо гулко разносится по огромному оголенному салону), запах масла, заносчивость задней оси, хрусткий, как винтовочный затвор, механизм переключения передач, маленький спортивный руль — что еще нужно, чтобы испытать неистовый, первобытный драйв? 130–140 лошадиных сил — именно столько удается выжать из мотора обычной «двадцать четвертой». И все это не боится ударных нагрузок! Будучи принципиально железными, «дзинтары» охотно идут на контакт, толкают, бодают, оттесняют соперников в поворотах и на прямиках. Правда, иногда им просто не хватает ходового радиуса, а иногда и тормозного пути. Но это гонки!

Заезд Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо», участвуют «Волги» ГАЗ-24   Заезд Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо», участвуют «Волги» ГАЗ-24  

В 2015 году российская любительская серия Dzintara Volga будет развиваться в формате гонок Moscow Classic Grand Prix на трассе Moscow Raceway. В сезоне три этапа: в июне, июле и сентябре.

Источник

Хочешь ещё интересной и полезной информации переходи по ссылке 
Всегда свежие посты     Автомобилисты

                            Краски мира
                            Дай лапку
                            Домашняя аптечка
                            Современное искуство
                            Дачный Участок

Рекомендуем
Популярное
наверх