На входе в школу дежурные постоянно проверяли наличие сменной обуви и правильность завязывания пионерского галстука, узел которого должен быть плотным, а кончики равномерно свисать, но не тут–то было…
"Мальчик, ты почему пришел без галстука, какой позор, как ты мог…"
...и что оставалось делать бедному парнишке в коротеньких штанишках, у которого в голове одни велосипеды да машинки, только идти домой, брать и пытаться завязывать этот галстук, получить запись в дневнике об опоздании и не соблюдении дисциплины… и очень строгий выговор на очередной линейке.
Тогда шел 1991 год, апрель, та страна, в которой жил парнишка еще была Союзом Советских Социалистических Республик, существующий государственный режим стремительно катился по вниз наклонной траектории, в магазинах пустели полки, на рынках появлялся первый «Китай», магнитофоны «parasonic» с цветомузыкой вокруг диффузора, первые видеозалы и запрещенная на тот момент эротика, которую смотрели люди постарше, спрятавшись в другой комнате, даже соседи ходили на вечерние сеансы просмотра друг к другу… Также на улицах стали спрашивать лекарство от кашля «Салутан», кто в теме, тот поймет, в палатках, или как их тогда называли «комок» появились сигареты и жвачка, сникерсы, марсы, пепси и все другие «прелести новой перестроечной жизни».
И вот возвращаясь обратно домой, мальчуган заглянул в почтовый ящик – телеграмма. Машину получил. Белая. Едем. Ура, ура, ура: - было слышно на весь подъезд и двор. Тут же выбежала соседка, что случилось, вот телеграмма пришла, ух ты, вы машину получили, прозвучало восторженно с небольшим оттенком зависти… Да, Да, Да-а-а!!!
И какой уже тогда был галстук, дневник и все прочее, к чему и зачем??? Ведь стало ясно, в семье появилась первая новая машина, прямо с завода в Тольятти. Это была ВАЗ 2121 «Нива» белого цвета в комплектации с дворником заднего стекла и головного света, с бежевым! (а не черным салоном, кроме передней панели) и латинским шильдиком на двери багажника «NIVA». Вот это было КРУТО!!! Вот это был ПРОРЫВ!!! Счастью и радости не было предела….
При тогда существовавшем укладе Советской жизни машины в салонах не покупались, на них нужно было становиться в очередь «по целевому чеку», люди честно платили какую–то часть из заработной платы ежемесячно в течение нескольких лет, и то, чтобы встать в эту очередь, нужно было немало говна с лопаты съесть и много кому и где облизнуть. Коррупция со взяточниством и тогда имели место быть, но называлось все иными словами.
Абсурд того времени заключался в том, что деньги водились в каждой семье, у любого человека в «сберкассе» на желтенькой книжице лежало пару тысяч, а то и более, только вот применить их было некуда, всё по блату или за услугу, на крайняк за пузырь «деликатной» или блок сигарет болгарских.
В тот год была ранняя весна по местным меркам и к концу апреля весь снег почти растаял, стало быть и растаял «зимник» - единственная транспортная артерия, связывающая городок с «большим материком».
И вот – день «Д». На дворе 21 апреля 1991 год. Время 5:34. Еще темно на улице. И вдруг слышно как подъезжает машина, хлопают двери и слышно разговор двух мужиков. Серега, вставай, приехали, пошли, пожрем и я тебя до дому провожу. Это приехал отец со своим другом, с которым гнали машину. И так оно и было. Оба поели, съели бутылку «деликатной», тогда была «Пшеничная», Серегу проводили, а отец лег спать.
Все семейство стало спешно собираться, кто в детский сад, кто в школу, а кто на работу. Кучей высыпали во двор… Картина… Замерзшие лужи и не до конца смёрзшаяся грязь на которую наступаешь и из под нее вылазит… Машина оказалась грязно-красно-коричнево-оранжевого цвета с огромными сосульками в крыльях, огромным количеством грязи на крыше и задней части машины, в салон заглянуть оказалось не возможным – все уделано… Одним словом – машина приехала в последние дни существования «Зимника», где своим ходом, где на тросе за «Уралом». По другому это было невозможно, к тому времени снежно-водяная каша в некоторых местах уже достигала глубины более 1 метра.
Вот так вот и появилась в нашей жизни «Нива». Семья сразу стала «богаче». Начались веселые дни эксплуатации и доводка авто под собственные нужды.
Одним из первых улучшайзеров в 1992 году было изменение конструкции, точнее доработка конструкции крепления раздаточной коробки, к дну были приварены два дополнительных уголка на то же место крепления и скреплены болтами насквозь.
Потом, в 1994 году началась эра гидрокомпенсаторов… Естественно, как все новое, общественностью это воспринялось не очень, сложно, мол, не понятно, заморочки с установкой. Это теперь уже на машины отечественного автопрома они ставятся с завода, а тогда это все было диковиной.
Где-то в первых месяцах 1995 года у «Нивы», первой в городе, появились литые диски K&K, это была настоящая крутотень, казалось, что лучше нашей машины нет ни у кого.
Дальше пошла «Глубокая» модернизация сердца… Были заменена вся ШПГ, вес каждого поршня с шатуном довели до разности в 0,01! грамма в одной из местных лабораторий, заменены масляные колпачки, направляющие, распредвал и многое другое…
Дальше больше – карбюратор, каких их только не было, Озон (с доработками стоит по настоящее время), переделанный Солекс, однокамерный Weber. С последним наблюдения вообще интересные были, машина могла уверенно ехать на скорости 10 км/ч на 3-ей передаче часами, но вот 80 км/ч было максимально возможное значение скорости, больше машина просто не ехала!!! И кстати расход, он увеличился заметно, бака хватало не более чем 300 км по трассе.
Система зажигания. Тоже песня отдельная, сейчас стоит бесконтактное с двумя катушками и блоком управления, штука хорошая и крайне надежная, даже если сгорит хотя бы одна катушка, можно продолжать движение дальше на 2-ух цилиндрах.
Стартер. Штатный чинился два раза в 2009 и 2010 годах, в первый раз сгорела обмотка статора, второй раз ротора, надоело. После чего был куплен новый с планетарным редуктором, который оказался в два раза легче и меньше штатного, да и работает как у иномарок, тихонечко так, жик-жик-жик и все, поехали.
Сцепление. Было заменено все в сборе вместе с выжимным на Lukas еще в 1996 году, после про него забыли, меняется только жидкость и РТИ в рабочем цилиндре.
Амортизаторы. 1993 год. Оригиналы Monroe. Made in France. Желтые, стоят и работают на славу по сегодняшний день!!! Меняются только РТИ. Кстати, по РТИ, всю подвеску переставил на полиуретан в 2009 году, забыл про все, но машина стала жестче, особенно заметно на гравии –плывет еще сильнее. Стоит отметить, машина эксплуатируется как в +51С0, так и в -57 С0!, и при этом едет, причем уверенно!!!
Термостат. Суп варить умею, и не один, хотите Болгарский, хотите Шведский, хотите Одесский Дерибасовкий, Рязанский??? Кипел, стучал, изучал, лежал, мыл, какие еще эпитеты можно подобрать - не знаю. В общем с температурным режимом я боролся и этот вопрос еще не совсем закрыл до конца. Нет – нет, сейчас все работает как в инструкции, рабочая температура 85 С0, но нет предела совершенству, об этом позже.
Генератор. Вот этот орган я еще не заменил, но лишь по воле случая. Новый уже лежит как второй год, ждет часа. На родном менялись щетки, все. Но 42А стало не хватать. Буду ставить 73А от инжекторной «классики».
Салон. Кузов. Песня отдельная. Вообще машина полностью перешла в мои руки в 2007 году. Первое, что было сделано – это полная перекраска, была белой, стала серебристой. Распотрошил всю машину, отвез только кузов, правда, двигатель не вытаскивал, ехал на «тряпке» сидя на пластиковом ящике из под бутылок. А после перекраски понесло… Заменил потолок. Снял старый, по нему сделал лекала и вместе с матерью сшил новый черный из кожи, обтянул ей же боковые панели передних дверей, из дерева вырезал ручки дверей и накладку на тоннель, вот это долго делал, нужна была точность и аккуратность, делал не все сам полностью, помогал плотник. Заменил шкалы приборов, туда же воткнул светодиодные лампы и много что еще. Потом стал заниматься вибро и шумоизоляцией. Опять разобрал весь салон, проклеил крышу, теперь снег на ней не тает вообще, проклеил двери в два слоя виброй и спленом под музыку, моторный щит и полы. Затем для сохранения тепла обклеил изнутри пластик пенополиуретаном. Стало тише гораздо и теплее. Также переделал отопление, поставил восьмерочную улитку, дополнительную помпу от «Газели». Правда помпу поставил раньше, теперь она вроде и не нужна, но убирать не собираюсь. Пусть будет. В багажнике сделал полку, открывающуюся из 20 мм фанеры, обтянул карпетом. Поставил передние сидения от Ниссана Икстрэйла, с попогреем штатным, сейчас правда правого нет, у меня Дочка родилась, нужно было возить коляску, вот её шасси в сложенном виде и ездили справа, а сама люлька с малышом и мамой на заднем. Сейчас вроде и можно назад ставить, но никому это не нужно, так правое и стоит в гараже зачихленным.
Музыка. Я долго к ней шел. Первое время ездил с плеером и внешним динамиком от плеера. Потом купил магнитофон, 4 динамика и усилок. Конечно, первое время я был доволен, но потом пришел аппетит. Естественно, что все было заменено, сейчас ГУ Алпайн 9880, от нее усилитель Аудисон СРикС 3.1, фронт ДЛС 6.2 ЛЕ, сабик Бостон, звуком доволен, и не только я. Когда охота навалить, я не стесняюсь, люди оборачиваются, некоторые даже подходят посмотреть.
Вот так все как-то. Сейчас мне уже идет четвертый десяток, жена, дитё, пробег у машины 188786 км, кто-то скажет что она стоит, да для Мск это так, но ни одна машина оттуда не ездила в морозы за полтинник по 400км в день по грунтовой трассе.
Жизнь как у всех продолжается, а машина продолжает жить со мной с самого детства. Иногда мыслишки проскакивают по поводу замены, а с другой стороны – зачем??? Да и не смогу я этого сделать, совесть не позволит. Меня лично всё в ней устраивает полностью, семью мою тоже. Я люблю свою Ниву, и она меня, похоже, тоже.