На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 603 подписчика

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750

Фича - самый популярный автомобиль в Югославии. Сегодня он празднует юбилей - 60-летие с дня выпуска первой модели. В Югославии его назвали автомобилем тысячелетия, популярность получил благодаря культовому комедийному фильму «Национальный класс». В народе Заставу 750 называли Фичей, просто искажая название Фиата.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Промышленное предприятие в сербском городе Крагуевац на месте будущей "Црвеной Звезды" было образовано еще 160 лет назад, тогда называлось TOPOLIVNICA. В 1904 г на нем производили первые автозапчасти. Лишь через полвека завод купил лицензию и стал производит Фиаты, сначала модели “fijat AP-55” (“kampanjola), “fijat 1400 BJ” i “fijat 1100 B”.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Производство нашей юбилейной модели Zastava 750 началось 18 октября 1955 года. А закончилось через 30 лет. Эта модель была копией Fijat 600, сначала с мотором 600, а позже 750 кубиков.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

За 30 лет в Югославии было выпущено 923.487 таких машинки в 9 разных моделях.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Итого Фич, вместе с родной для нее Италией, Аргентиной, Испанией и Австрией, которые с Сербией купили лизензию, было выпущено итого 2.695.197. Этот автомобиль был на 3-м месте по продаваемости в Европе, его обгоняли лишь Фольцваген Буба и Ситроен 2CV.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

После Второй Мировой войны для социалистической страны Югославии купить лицензию у капиталистической европейской соседки было невиданнм явлением и первым опытом. Когда первая Фича была показана на выставке в чешском Брно в 1961 году, ее высмеяли из-за плохого качества, хотя она была с технологиями Западной Европы.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Даже краска кирпично-красного цвета была неравномерно нанесена на ту машину. Правая фара была плохо вмонтирована, что можно было просунуть палец. Короче, это был провал на западном рынке...

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

У Фичи был слабенький мотор, но одновременно с тем кушал мало топлива и был недорог в обслуживании. Пространства в кабине было маловато, а на заднем сиденье пассажирам приходилось горбиться.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Интересно, что Фича использовалась в Полиции, Скорой помощи и Армии. Даже в автошколах новички постигали азы вождения на ней.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Миротворцы в Косово на ней гоняют :))

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Красную Заставу даже сделали памятником в Хорватии.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Это одна из самых известных фотографий с Фичей. Сделана летом 1991 в городе Осиек, когда начиналась война в Хорватии. Местный автопром не дает прохода танку Югославской армии.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Но масса танка берет свое... Единственная разница в современном памятнике, что Фича побеждает танк.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Кстати, правитель Йосип Броз Тито тоже имел личную Заставу. Один пример выставлен в музее автомобилей в Белграде (надо бы мне заглянуть). Музейная 500-я новая модель "Джолли" служила ему от 1964 до начала 70-х. Тито на ней ездил по Белградской выставке. Чтобы ему было комфортно, убрали из авто передние сидения. Ее сопровождала точная копия.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Другой раритетный экземпляр Тито находится в частной коллекции в городке Срб в Хорватии, это летняя Фича с балдахином вместо крыши и без дверей. По слухам, есть еще третья пободная машинка в Черногории, но она в плохом состоянии.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

А теперь предлагаю посмотреть на тюнинг балканских Фич. Эта с флагом Боснии и Герцеговины и Старым Мостаром.

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Летучий крылатый голландец

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Посмотрите, какая забавная реклама была раньше. Везде женщины!!!

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Согнулась в три погибели... Все равно не влезет!

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

А следующие две крохотульки из Македонии, г. Охрид

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

Балканы - кладезь подобных раритетов. И они еще ездят!

60 лет со дня рождения югославской Заставы 750 fiat, zastava, югославия

источник

наверх