Фича - самый популярный автомобиль в Югославии. Сегодня он празднует юбилей - 60-летие с дня выпуска первой модели. В Югославии его назвали автомобилем тысячелетия, популярность получил благодаря культовому комедийному фильму «Национальный класс». В народе Заставу 750 называли Фичей, просто искажая название Фиата.
Промышленное предприятие в сербском городе Крагуевац на месте будущей "Црвеной Звезды" было образовано еще 160 лет назад, тогда называлось TOPOLIVNICA. В 1904 г на нем производили первые автозапчасти. Лишь через полвека завод купил лицензию и стал производит Фиаты, сначала модели “fijat AP-55” (“kampanjola), “fijat 1400 BJ” i “fijat 1100 B”.
Производство нашей юбилейной модели Zastava 750 началось 18 октября 1955 года. А закончилось через 30 лет. Эта модель была копией Fijat 600, сначала с мотором 600, а позже 750 кубиков.
За 30 лет в Югославии было выпущено 923.487 таких машинки в 9 разных моделях.
Итого Фич, вместе с родной для нее Италией, Аргентиной, Испанией и Австрией, которые с Сербией купили лизензию, было выпущено итого 2.695.197. Этот автомобиль был на 3-м месте по продаваемости в Европе, его обгоняли лишь Фольцваген Буба и Ситроен 2CV.
После Второй Мировой войны для социалистической страны Югославии купить лицензию у капиталистической европейской соседки было невиданнм явлением и первым опытом. Когда первая Фича была показана на выставке в чешском Брно в 1961 году, ее высмеяли из-за плохого качества, хотя она была с технологиями Западной Европы.
Даже краска кирпично-красного цвета была неравномерно нанесена на ту машину.
Правая фара была плохо вмонтирована, что можно было просунуть палец. Короче, это был провал на западном рынке...У Фичи был слабенький мотор, но одновременно с тем кушал мало топлива и был недорог в обслуживании. Пространства в кабине было маловато, а на заднем сиденье пассажирам приходилось горбиться.
Интересно, что Фича использовалась в Полиции, Скорой помощи и Армии. Даже в автошколах новички постигали азы вождения на ней.
Миротворцы в Косово на ней гоняют :))
Красную Заставу даже сделали памятником в Хорватии.
Это одна из самых известных фотографий с Фичей. Сделана летом 1991 в городе Осиек, когда начиналась война в Хорватии. Местный автопром не дает прохода танку Югославской армии.
Но масса танка берет свое... Единственная разница в современном памятнике, что Фича побеждает танк.
Кстати, правитель Йосип Броз Тито тоже имел личную Заставу. Один пример выставлен в музее автомобилей в Белграде (надо бы мне заглянуть). Музейная 500-я новая модель "Джолли" служила ему от 1964 до начала 70-х. Тито на ней ездил по Белградской выставке. Чтобы ему было комфортно, убрали из авто передние сидения. Ее сопровождала точная копия.
Другой раритетный экземпляр Тито находится в частной коллекции в городке Срб в Хорватии, это летняя Фича с балдахином вместо крыши и без дверей. По слухам, есть еще третья пободная машинка в Черногории, но она в плохом состоянии.
А теперь предлагаю посмотреть на тюнинг балканских Фич. Эта с флагом Боснии и Герцеговины и Старым Мостаром.
Летучий крылатый голландец
Посмотрите, какая забавная реклама была раньше. Везде женщины!!!
Согнулась в три погибели... Все равно не влезет!
А следующие две крохотульки из Македонии, г. Охрид
Балканы - кладезь подобных раритетов. И они еще ездят!