На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 622 подписчика

Субмарина для рукопашного боя

1 февраля 1851 года, в Кильском порту при четвертом испытательном погружении затонула первая германская подводная лодка "Брандтаухер" ("огненный ныряльщик"), построенная по проекту изобретателя Вильгельма Бауэра. Лодка, по замыслу ее создателя, предназначалась для уничтожения вражеских кораблей подрывными зарядами, которые крепились к их днищам вручную, с помощью водолазных перчаток, торчавших по бокам носовой башенки.

Эскизный рисунок Вильгельма Бауэра, из которого развился проект "Брандтаухера".

Субмарина для рукопашного боя.   германия, история, флот, экзотика
 

Чертежи "Брандтаухера", на которых хорошо видна вся его конструкция. Лодка с экипажем из трех человек приводилась в движение с помощью двух ручных воротов, передававших вращение на винт через шестеренчатый редуктор. Эта система позволяла развивать скорость до трех узлов, но - недолго, так как на максимальнм режиме работы "моторы" быстро уставали. 

Коричневым цветом на схеме выделен деревянный каркас судна (обшивка выполнялась из клепаных железных листов толщиной 6 мм), желтым - система перемещения 500-килограмового балансировочного груза, с помощью которого менялся дифферент, синим - система управления рулем поворота, а зеленым - насосы и трубы для закачки и откачки водяного балласта. Интересно, что на лодке не было балластных цистерн, а вода заливалась прямо в корпус, под деревянную палубу. Сзади виден бак-баллон для сжатого воздуха.

 
Субмарина для рукопашного боя.   германия, история, флот, экзотика
 

После сближения "Брандтаухера" с объектом атаки его капитан должен был просунуть руки в прорезиненные рукава с перчатками, отцепить висевший снаружи лодки заряд массой около 50 кг и как-то (возможно, с помощью буравчика) прикрепить его к неприятельскому судну. После этого лодка задним ходом отплывала на безопасное расстояние, а бомба подрывалась проводным электрозапалом. Но до испытаний этой оригинальной системы дело не дошло, поскольку, как уже было сказано, вскоре после начала испытаний субмарина не смогла всплыть.

Причина аварии не совсем понятна. То ли в корпусе образовалась течь, то ли вышел из строя насос, откачивающий водяной балласт, то ли лодку, легшую на дно, присосало к грунту. К счастью, это произошло на небольшой глубине, и троим испытателям, среди которых был и сам Бауэр, удалось открыть входной люк и вынырнуть на поверхность. Поднимать субмарину не стали, так как Бауэр сразу приступил к разработке нового, более совершенного подводного судна. 

"Брандтаухер" в Дрезденском военном музее. Водолазные перчатки и стекла бортовых иллюминаторов отсутствуют.

Субмарина для рукопашного боя.   германия, история, флот, экзотика
 

"Брандтаухер" все-таки извлекли из-под воды, но произошло это только в 1887 году, при проведении работ по углублению Кильской гавани. Первенца германского подводного флота отреставрировали и выставили в Берлинском музее ВМФ, а потом перевезли в Дрезденский военно-исторический музей, где он стоит до сих пор.

Субмарина для рукопашного боя.   германия, история, флот, экзотика
 

В 1856 году эта новая подводная лодка, названная "Зеетойфель" ("морской черт"), была построена и успешно испытана, но не в Германии, а в России. Однако это уже другая история. История третьей по счёту российской подводной лодки.

«Зеетойфель», или «Морской черт», — так называлась подводная лодка немецкого инженера Вильгельма Бауэра, построенная по заказу великого князя Константина Николаевича в 1855 году в Санкт-Петербурге. Корпус подлодки изготавливался из 15-миллиметровых железных листов, для скрепления которых использовались толстые эллиптические железные шпангоуты. В носовой части находилась водолазная камера, отделенная перегородкой, — для выхода водолаза из подлодки ее заполняли водой, после его возвращения продували воздухом. По мнению Бауэра, скорость подводной лодки должна была составлять до семи узлов, однако на испытаниях не удалось развить скорость более одного узла, поскольку матросы, которые вращали четыре ступенчатых колеса, приводивших лодку в движение, быстро утомлялись. Лодка погружалась в воду с помощью накачивания воды в четыре цилиндрические цистерны: при погружении три цистерны заполнялись полностью, а четвертая, регуляторная, имеющая меньший размер, была предназначена для удержания подлодки на заданной глубине. Во время всплытия воду откачивали ручными насосами.

26 мая 1856 года «Морской черт» отправился в первое плавание. Экипаж подводной лодки состоял из десяти матросов и самого изобретателя. Испытания лодки продолжались четыре месяца: за это время лодка 133 раза погружалась в воду. Во время 134-й погрузки случилась авария и лодка легла на грунт. После чего от её дальнейших испытаний отказались

Субмарина для рукопашного боя.   германия, история, флот, экзотика

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх