На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 606 подписчиков

Первый трактор завода имени Коминтерна

Воскресная История

В 1923 году Советом Труда и Обороны СССР было принято решение о производстве мощных гусеничных тракторов общего назначения на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ).

Конструкторский отдел ХПЗ в короткие сроки разработал опытный образец нового трактора, после чего на заводе началось реконструкция и строительство цехов для тракторного производства.

Планируемая мощность нового производства составляла 1200 тракторов в год.

За основу был взят гусеничный трактор мощностью 50 лошадиных сил немецкой компании «Ганомаг», который импортировался в СССР в 1920-е годы (на верхней фотографии).

Трактор «Коммунар»

Трактор «Коммунар»

***

Конструкцию немецкого трактора досконально изучили, и новый трактор, первоначально называвшийся «Коминтерн», практически полностью скопировали с немецкого, но при этом многие узлы машины были спроектированы с учетом технологических особенностей и возможностей промышленности СССР того времени.

На новый гусеничный трактор, который в процессе производства получил имя «Коммунар», установили четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с принудительным водяным охлаждением.

Максимальная мощность двигателя составляла 50 лошадиных сил при 900 об/мин., диаметр цилиндров – 150 мм, ход поршня – 180 мм.

Двигатель трактора «Коммунар»

Двигатель трактора «Коммунар»

***

Двигатель работал на керосине и агрегатировался с коробкой передач, имеющей три скорости вперед и одну – назад. Двухсекционный топливный бак имел объем 270 литров керосина и 40 литров бензина (для запуска).

Ходовая часть трактора "Коммунар" имела шесть опорных катков и три поддерживающих. Удельное давление на грунт составляло 0,5 кг/см. При этом трактор снаряженной массой 8500 кг развивал максимальную скорость семь километров в час.

Тракторы «Коммунар» буксируют зенитные орудия, 1932 год

Тракторы «Коммунар» буксируют зенитные орудия, 1932 год

***

В 1924 году трактор «Коммунар» прошел государственные испытания и был рекомендован для серийного производства и принятия на вооружение Красной Армии.

В 1926 году трактор «Коммунар» был принят на вооружение РККА под индексом «9Г» (девятитонный гусеничный).

В дальнейшем трактор «Коммунар» модернизировали – установили бензиновый двигатель с увеличенной степенью сжатия, который развивал мощность до 75 лошадиных сил при 1100 об/мин.

При этом объем топливного бака увеличился до 380 литров бензина, а максимальная скорость возросла до 9,2 км/ч.

Тракторы «Коммунар» буксируют 203-мм гаубицы, 1934 год

Тракторы «Коммунар» буксируют 203-мм гаубицы, 1934 год

***

В 1930 году на модернизированный трактор «Коммунар», получивший военный индекс «3-90», установили бензиновый двигатель мощностью 90 лошадиных сил при 1250 об/мин. Максимальная скорость трактора увеличилась до 15,2 км/ч.

Гусеничные тракторы «Коммунар» производились на ХПЗ имени Коминтерна до 1936 года.

Всего было выпущено 3900 тракторов различных модификаций, которые успешно применялись как на воинской службе - в качестве средних артиллерийских тягачей, так и в народном хозяйстве – в качестве универсального трактора общего назначения.

Трактор «Коммунар» в народном хозяйстве

Трактор «Коммунар» в народном хозяйстве

Источник

Картина дня

наверх