С конца тридцатых годов прошлого века Япония захватывала все новые и новые территории на Тихом океане. Со временем это привело к реальным рискам для самых южных государств региона – Австралии и Новой Зеландии. Эти страны нуждались в защите от возможного нападения, для чего им требовались современные вооружения и техника.
Недостаточное развитие промышленности, а также отсутствие возможности получения реальной и своевременной помощи от союзников заставляли австралийцев и новозеландцев самостоятельно заниматься проблемами своей безопасности. Попытки вооружить армию требуемой техникой нередко приводили к весьма интересным результатам. Так, силами специалистов Новой Зеландии в 1940 году был создан необычный образец бронетехники, получивший широкую известность под названием «Танк Боба Сэмпла».
При иных обстоятельствах Новая Зеландия могла бы, по старой традиции, обратиться к Великобритании. Тем не менее, британцы в начале сороковых воевали с Германией, из-за чего помощь союзнику не могла стать приоритетной программой. По этой причине новозеландским военным пришлось искать выход из ситуации самостоятельно. Более того, следовало учитывать весьма ограниченные промышленные и производственные возможности страны. Естественно, в таких условиях не следовало ожидать каких-либо прорывов в области техники. Тем не менее, результат работ все же представляет большой интерес.
Танк Боба Сэмпла на испытаниях. Кадр из кинохроники
В первой половине 1940 года Департамент общественных работ предложил военному ведомству оригинальный подход к созданию военной техники. Предложение подразумевало использование имеющихся тракторов Caterpillar D8 американского производства, на которые следовало устанавливать защиту и вооружение. Подобный подход, несмотря на все его проблемы и недостатки, позволял дать армии хотя бы какую-то бронетехнику. Не имея особого выбора, военачальники одобрили новый проект и разрешили приступить к строительству опытного образца.
Разработку рабочего проекта и сборку первого образца новой бронемашины поручили одной из мастерских г. Темука. Руководителем работ был назначен некий Т. Бекк. Техническое задание на проект было достаточно простым. Следовало взять готовый серийный трактор D8 зарубежной постройки и доработать его конструкцию, в первую очередь за счет установки новых агрегатов. После этого машина гражданского назначения должна была стать образцом бронетехники со стрелковым вооружением.
В качестве основы для нового «танка» был выбран гусеничный трактор американской разработки. Машины фирмы Caterpillar типа D8 (до 1937 г. – RD8) ранних серий в заметном количестве были закуплены Новой Зеландией для использования в сельском хозяйстве и других невоенных сферах. Ввиду сравнительно большой численности и по причине неплохих характеристик именно такие тракторы было предложено использовать при создании первого новозеландского образца бронированной боевой машины.
Трактор D8 являлся типичным представителем своего класса техники, созданным в середине тридцатых годов. Использовалось гусеничное шасси с металлическими траками больших размеров. Направляющее и ведущее колеса выполняли функции опорных катков. Кроме того, между ними на продольной балке устанавливалось по шесть катков малого диаметра на каждом борту. В передней части машины имелся моторный отсек с частично прикрытым двигателем, а задняя отдавалась под размещение тракториста. В зависимости от модели и комплектации, трактор мог оснащаться закрытой сверху кабиной или получать ничем не прикрытые сиденья. Трактор оснащался двигателем мощностью 150 л.с., что позволяло использовать его в качестве буксировщика различного оборудования, бульдозера и т.д.
Бульдозер на основе трактора Caterpillar D8 американского производства.
В рамках новозеландского проекта по созданию танка базовый трактор претерпел некоторые изменения. Т. Бекк и его коллеги справедливо рассудили, что традиционная компоновка подобной техники не соответствует военному использованию. По этой причине рабочее место водителя было перенесено из задней части шасси вперед. Теперь водитель должен был находиться слева от двигателя, который прикрыли легким кожухом.
Современная реконструкция облика бронемашины.
Поверх имеющегося шасси смонтировали демонстрационный корпус из дерева и фанеры, предназначенный для показа заказчику. Такая конструкция первой версии корпуса позволяет считать строившийся в середине 1940 года образец ходовым макетом. При этом уже на ранних этапах проекта была создана конструкция корпуса, в дальнейшем не претерпевавшая значительные изменения. В частности, форма полноценного броневого корпуса соответствовала обводам деревянного агрегата.
В передней части машины появился прямоугольный кожух, необходимый для защиты двигателя. Позади короткой крышки капота имелась многоугольная выступающая часть лобового листа, в которой должен был помещаться один из пулеметов. По бокам от двигателя поместили два дополнительных коробчатых агрегата, что привело к появлению надгусеничных полок. В левом агрегате помещалось рабочее место водителя, в правом – стрелка-командира. Центральная и кормовая части корпуса имели простую коробчатую форму. На крыше должна была помещаться башня в форме усеченного конуса.
Некоторые особенности проекта еще не были определены до конца. В частности, предстояло определиться с типом вооружения. Авторами проекта предлагалось оснастить машину 37-мм пушкой и несколькими пулеметами, тип которых должен был определить заказчик, исходя из своих возможностей. Также рассматривалась возможность использования нескольких пулеметных установок, обеспечивающих максимально возможные сектора обстрела.
Уже 16 июня 1940 года ходовой макет танка показали представителям армии. Военные были удивлены большими габаритами получившейся машины: с учетом башни ее высота достигала 3,65 м. Тем не менее, при соблюдении требований к защите и вооружению армия была готова принять такую технику. Авторы проекта получили добро на продолжение работ.
Примерно за месяц мастерская доработала свою разработку, оснастив ее стальным корпусом. Из-за отсутствия броневой стали в этих работах пришлось использовать конструкционную. В корпусе появилось несколько установок для монтажа пулеметного вооружения. С артиллерийским оружием возникли серьезные затруднения. Несмотря на все усилия, 37-мм пушку так и не удалось уместить в имеющейся башне. Тем не менее, несмотря на невыполнение некоторых планов, машину вновь показали военным.
Машина на испытаниях, виден смотровой люк водителя. Кадр из кинохроники
Отсутствие пушки привело к появлению требования об удалении башни. Кроме того, военных не устроила подвижность машины. На пересеченной местности прототип не мог развивать высокую скорость. Кроме того, возникали проблемы с преодолением различных препятствий. Это привело к требованию о переработке ходовой части и максимально возможном повышении скорости движения. Отдельным поводом для претензий стало отсутствие бронирования. Заказчик хотел дать танку защиту от 20-мм пушек, но Новая Зеландия не выпускала требуемые металлические детали. Заказ брони у Австралии был невозможен, поскольку она так же работала над своими проектами военного назначения и не имела избыточных производственных мощностей.
Новый этап доработки боевой машины продолжался до конца 1940 года. Во время этих работ был сформирован окончательный облик танка. Позже в проект вносились некоторые изменения, однако они в основном носили незначительный характер и были связаны с технологиями производства. Использованные идеи и материалы не позволили полностью выполнить все требования заказчика, однако все же обеспечивали получение приемлемых характеристик.
Преодоление препятствий. Кадр из кинохроники
Обновление проекта второй половины 1940 года не затронуло общие черты конструкции корпуса. В то же время, была усилена защита. Новая Зеландия не выпускала броню и не имела возможность заказать ее, из-за чего защита танка была усилена при помощи рифленых катаных панелей, прошедших закалку. Сами борта машины имели толщину 8 мм, дополнительные панели – 12,7 мм. Проверки показали, что такие панели выдерживают обстрел из пулемета винтовочного калибра и, в отличие от обычной стали, могут обеспечить хоть какую-то защиту экипажа и агрегатов машины. При помощи рифленых панелей прикрыли моторный отсек, скулы центрального агрегата с пулеметной установкой и борта корпуса.
Было решено вооружить танк шестью пулеметами Bren винтовочного калибра. Два пулемета поместили в шаровых установках в лобовой и правой частях лобового листа. Еще два пулемета располагались в бортах, со сдвигом к корме. Пятый и шестой пулеметы помещались на установках в башне и кормовом листе. Экипаж располагал боекомплектом в виде 25 тыс. патронов в стандартных коробчатых магазинах. Для хранения магазинов предназначались несколько стеллажей в разных частях машины.
В соответствии с требованиями заказчика была изменена конструкция ходовой части. Переднее направляющее колесо гусеничного движителя было поднято над уровнем грунта, что должно было в определенной мере повысить возможности по преодолению препятствий. Кормовая часть ходовой была прикрыта дополнительными щитками соответствующей формы. Двигатель остался прежним, а в составе трансмиссии появилась новая коробка передач.
Тракторное шасси позволяло ожидать приемлемую проходимость. Кадр из кинохроники
Управлять перспективным новозеландским танком должен был экипаж из восьми человек. В левой передней части корпуса размещался пост управления с рабочим местом водителя. Непосредственно за ним находился механик, следящий за работой силовой установки. Для наблюдения за дорогой водитель должен был использовать лючок в лобовом листе. В боевой обстановке крышка поднималась вверх и закрывала проем, допуская наблюдение через смотровую щель. Использование вооружения было задачей шестерых пулеметчиков, один из которых также являлся командиром машины. Командир-стрелок размещался у правого борта симметрично водителю. Над его местом на крыше имелась небольшая башенка со смотровым прибором. Трое других пулеметчиков помещались у бортов и кормы, еще один – в башне. Центральным лобовым пулеметом должен был управлять шестой пулеметчик, для которого организовали лежачее рабочее место. На капоте двигателя поместили металлический теплозащитный агрегат, на котором имелся матрас, являвшийся местом пулеметчика.
Конструкция пулеметных установок, а также смотровые щели по периметру корпуса позволяли экипажу наблюдать за окружающим пространством и искать цели. Попадать внутрь машины предлагалось при помощи единственного кормового люка, непосредственно над которым помещалась одна из пулеметных установок. Прочие средства доступа в боевое отделение не предусматривались.
Танк Боба Сэмпла спускается со склона. Кадр из кинохроники
Танк на базе серийного трактора имел длину 4,2 м, ширину 2,7 м и высоту 3,3 м. Боевая масса достигла 25 т – примерно на 10 т тяжелее исходного трактора Caterpillar D8 в базовой конфигурации. За счет обновления трансмиссии и ходовой части максимальная скорость бронемашины достигала 25 км/ч. На пересеченной местности, в зависимости от различных особенностей ландшафта, скорость не превышала 8-10 км/ч. Запас хода – не менее 100 км. Размещение вооружения позволяло простреливать почти все пространство вокруг машины, в том числе с одновременным обстрелом одной цели несколькими пулеметами.
В конце 1940 года первый прототип новозеландского танка с «бронированием» и оружием доставили на военную базу Бернем на Южном острове, где должны были пройти очередные испытания. На полигоне машина показала приемлемые показатели подвижности, однако дали о себе знать новые проблемы. Из-за специфической конструкции ходовой части танк на ходу слишком сильно качался, из-за чего прицельная стрельба была крайне затруднена. Кроме того, армия напомнила о своем желании оснастить танк артиллерийским орудием. Если это было невозможно, то башню следовало вообще демонтировать.
Новозеландская бронетехника во время одного из парадов весны 1941 г. Кадр из кинохроники
Испытания конца 1940 года показали, что в проекте наметился определенный прогресс, однако стало ясно: работы серьезно затягиваются. Из-за этого было принято решение о сокращении заказа. Теперь военные хотели приобрести не шесть танков, как планировалось изначально, а всего три. Изучившие имеющуюся машину военные оставили не самые лучшие отзывы. По их мнению, такой образец бронетехники являлся настоящим шагом назад, во времена Первой мировой войны. Кроме того, проект успел «съесть» столько денег, сколько хватило бы на приобретение или постройку двух-трех бронетранспортеров Universal Carrier. Тем не менее, авторы проекта вскоре получили добро на сборку двух новых бронемашин.
В течение нескольких следующих месяцев мастерская г. Темука под руководством Т. Бекка выполнила переоборудование двух других тракторов. За исключением некоторых незначительных отличий, они были похожи на первый прототип. Силовая установка, ходовая часть, защита и вооружение были одинаковыми.
В начале весны 1941 года специалисты начали подготовку к первой крупной «операции» с участием новейших танков. На 10 апреля был запланирован военный парад в г. Веллингтон, в котором должны были принять участие первые танки Новой Зеландии. В начале мая аналогичное мероприятие планировалось провести в г. Окленд. Перед участием в парадах экипажам дали инструкцию: избегать переключения передач во время движения в парадном строю. Выполнение такой процедуры могло привести к кратковременной остановке машины. Более того, она могла вообще встать на месте, испортив торжественные мероприятия.
К счастью, оба парада прошли без проблем технического характера. В то же время, народ и специалисты, увидевшие новую технику, отреагировали на нее без энтузиазма. По некоторым данным, представителя Соединенных Штатов, присутствовавшего на одном из парадов, танки весьма удивили. А известие, что в основе этой чудо-техники лежат серийные американские образцы, шокировало его.
Именно благодаря публичным показам первый новозеландский танк получил название, под которым позже получил всемирную известность. По имени тогдашнего главы министерства общественных работ бронемашины назвали «Танками Боба Сэмпла».
В июне 1941 года военные, разочаровавшись в новом проекте, приняли решение о прекращении всех работ. Дальнейшую разработку проекта следовало остановить. Уже построенные бронемашины требовалось передать войскам. Строительство новых образцов исключалось. Вскоре армия приняла три бронемашины, после чего началась подготовка к окончательным испытаниям.
В октябре того же года на базе возле г. Крайстчерч прошли огневые испытания вооружения и защиты. 1000 выстрелов из пулеметов показали огневую мощь машины, после чего начались проверки бронирования. Было установлено, что пули без бронебойного сердечника не могут пробить защиту танка, однако при обстреле пулеметных установок или смотровых щелей внутрь боевого отделения могут попадать мелкие частицы свинца от разрушенных пуль.
Танк на параде в Окленде, май 1941 г. Фото Карева А. Шпаковский В. "Танк Боба Сэмпла или новозеландский «НИ»" // "Техника и вооружение"
По результатам испытаний шестой башенный пулемет вновь признали ненужным. В январе 1942 года две машины отправили в мастерские для демонтажа башни, вместо которой следовало установить заглушку крыши корпуса. Работы по удалению башен продлились несколько месяцев. Доработанную технику вернули армии только в апреле.
Насколько известно, первые новозеландские танки использовались весьма ограниченно и успели принять участие лишь в некоторых учениях армии. Кроме того, имеются сведения об использовании этой техники для уборки деревьев на одной из армейских баз. Благодаря дальнейшему развитию событий на тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны «танки Боба Сэмпла» не получили возможности поучаствовать в реальных боевых действиях. Но, как ясно из их конструкции, это нельзя было считать проблемой.
В дальнейшем военные окончательно разочаровались в танках необычной конструкции, из-за чего решили разоружить их и лишить бронирования. К началу 1944 года все три танка вновь стали тракторами. Два танка проходили разоружение в Бурнгаме, где на их основе построили бульдозеры. Третий вернулся к исходной конфигурации трактора. На этом история уникальных боевых машин закончилась. Бывшие танковые шасси продолжили вырабатывать ресурс в роли тракторов и бульдозеров. К этому времени Новая Зеландия получила некоторое количество танков и другой техники британского производства, отличавшихся от собственной разработки более высокими характеристиками. Сравнение отечественной и импортной техники даже привело к появлению шуток и карикатур в прессе.
Карикатура, посвященная перевооружению новозеландской армии. Armor.kiev.ua
18 пулеметов с трех танков вернули армии. Броневые корпуса, башни и т.д. переслали в г. Темука, где их выбросили на свалку. Вскоре Департамент общественных работ Крайстчерча попросил отправить ему рифленые панели. Насколько известно, эти детали передали Департаменту, однако прибыль от их продажи на слом смогла лишь компенсировать затраты на перевозку. Остальные агрегаты в дальнейшем отправились в переплавку.
Работая в крайне сложных условиях, Т. Бекк и его коллеги сумели создать оригинальный и необычный проект бронемашины на базе имеющегося серийного трактора. Не имея опыта в деле создания военной техники, новозеландские конструкторы допустили ряд ошибок и просчетов, на ликвидацию которых потребовалось некоторое время. В итоге из-за врожденных и приобретенных проблем проект не отличался высоким качеством, что, среди прочего, привело к двукратному сокращению заказа на серийное строительство техники. Кроме того, военные отнеслись к готовому «танку Боба Сэмпла» без энтузиазма, и не стали активно эксплуатировать полученную технику.
Первый собственный проект Новой Зеландии в области танков даже с теми или иными оговорками нельзя назвать удачным. Тем не менее, он все же позволил установить нежизнеспособность определенных идей и сформировать правильные взгляды на развитие и эксплуатацию бронетехники. Кроме того, несмотря на все неудачи, «танк Боба Сэмпла» занял свое место в истории бронетанковой техники мира рядом с некоторыми другими подобными проектами, показывающими, на что способны инженеры и военные в условиях серьезных ограничений.