То, что профессия водителя-международника считается исключительно мужской прерогативой, — закоренелый стереотип. Якобы большинство женщин не в состоянии выдержать те физические нагрузки и бытовые условия, которые порой приходятся на долю дальнобойщиков. Но с каждым годом условия работы изменяются, становятся безопаснее и удобнее.
Пока же белоруски в профессию идут редко: в нашей стране известно только несколько историй о девушках-дальнобойщиках. Самая молодая из них — Александра Хурсан. Ей 26 лет. И она ездит на Mercedes Actros.
Родом наша героиня из Бобруйска, сейчас живет и работает в Минске. На данный момент она самая молодая девушка-дальнобойщица в Беларуси. До того как стать водителем-международником, Саша долгое время работала в магазине продавцом украшений для пирсинга.
Любовь к автомобилям у нее была всегда: в 15 лет она уже хотела пойти в автошколу, чтобы получить права. В более осознанном возрасте Саша всерьез задумалась о том, чтобы пойти в дальнобойщики. Тем более о профессии она знала не понаслышке: двоюродный брат Александры уже много лет работает водителем в минской транспортной компании «Янстронг» и без прикрас мог рассказать Саше о «походном» образе жизни дальнобоев.
По словам Саши, ее брат как-то упомянул в разговоре: руководство не против, чтобы в штат водителей пришла работать девушка. Тогда, в сентябре 2018 года, она пришла на собеседование и заявила о своем желании работать в сфере международных перевозок. На тот момент у нее была открыта только категория B (легковые автомобили). Александра признается, что до последнего момента ждала отказа, но в итоге все сложилось наилучшим образом: ее трудоустроили в компанию, помогли с оплатой обучения на необходимые категории С и Е.
Когда Саша впервые пришла на собрание в ДОСААФ, многие из ее будущих одногруппников сначала думали, что она ошиблась дверью: «Люди заходили, потом видели меня, разворачивались и уходили, через некоторое время возвращались обратно, уточняя по несколько раз, тут ли будет собрание на С и Е».
В конце обучения Александре необходимо было сдать экзамен для получения категории Е. Правда, смогла она это сделать только со второй попытки (не получилось с первого раза правильно заехать в гараж). На этом трудности не закончились. Со своеобразным кризисом позже столкнулась не только Саша, но и ее работодатель. Еще во время учебы в ДОСААФ Саша съездила в рейс с опытным водителем в качестве «второго пилота». Эта поездка стала для нее некоторой стажировкой и возможностью вживую увидеть все нюансы будущей профессии: дорога, прохождение таможенного контроля, погрузка товара, ночлег в кабине и т. д.
Тогда же она попробовала впервые сесть за руль не учебного ЗИЛа, а настоящего 20-тонного грузовика. Тут-то и произошел «ступор». Многие автомобилисты, когда только начинали водить, тоже бывали в подобных ситуациях: вроде знаешь всю механику действий, что и в каком порядке нужно повернуть/включить/нажать, но почему-то кажется, что абсолютно все делаешь неправильно. Вот тогда и свалился груз ответственности за предстоящую работу — и стала понятна разница между учебой в автошколе и реальностью.
По итогу компания столкнулась с самой главной проблемой: ресурсы на ее обучение заканчивались и не было водителей, готовых потратить свое личное время на практику. Да, категории у Саши есть, ЗИЛом управляет в совершенстве, все нюансы вождения она знает. Но в сложившейся ситуации и речи не шло о том, чтобы сесть за руль 30-тонной фуры с ценным грузом и поехать в другую страну, пусть и под руководством опытного водителя.
Проблема разрешилась с помощью одного из дилеров грузовой техники, который предложил Саше пройти обучение на их тягачах и пригласил опытного педагога из Москвы. В этом поступке сыграла роль не столько выгода от помощи клиенту, сколько простой человеческий фактор: главный управляющий компанией-дилером тоже женщина, которая давно работает в этой сфере и прекрасно понимает, как сложно иногда девушкам реализовывать свои профессиональные амбиции, особенно в таких якобы «неженских» профессиях. Помимо этого, дилер предложил бесплатно обучить и других дальнобойщиц, которые придут работать в компанию, а также пообещал выгодное предложение по технике, если она будет закупаться именно для девушки-водителя.
Сейчас Саша продолжает обучение в дилерском центре, еженедельно тренируется в управлении тягачом, без труда выезжает в город и готовится в конце весны уже поехать в первый самостоятельный рейс. Ситуация на современном транспортном рынке Беларуси довольно сложная: водителей-международников катастрофически не хватает. Возможно, дефицит кадров удалось бы ликвидировать, если бы больше женщин (по примеру своих западных коллег) обращали свое внимание на такую профессию, как водитель-международник.
Саша честно рассказывает обо всех тонкостях трудоустройства, обучения и работы в своем Instagram и верит, что, предав свою историю огласке, вдохновит других девушек на перемены. Многие женщины, которые когда-либо задумывались о работе в сфере транспортных перевозок, сейчас вполне могут попробовать реализовать себя в этой области, тем более когда есть компании, готовые поддержать их в таком начинании. А компаниям-перевозчикам коллеги советуют не бояться идти на компромиссы — особенно в условиях нехватки кадров — и давать возможность девушкам попробовать свои силы в профессии дальнобойщика.