Вторая мировая война стала последним грандиозным конфликтом в истории человечества, где активно использовались традиционные бронеавтомобили. Такие машины были у всех воюющих стран. Ведущие игроки конфликта производили собственные уникальные образцы. Порой они отличались друг от друга также сильно, как день отличается от ночи.
Само собой, война быстро расставила точки над «и», определив в этом «зверинце» хищников и добычу.Германия: Sd.Kfz.234
Пришла на смену устаревшей модели. ¦Фото: ca.flippity.com.
Немецкий бронированный автомобиль, который появился на свет в 1943 году и пришел на смену морально устаревшему на тот момент Sd.Kfz.231 (8-Rad), который был разработан немецкими конструкторами еще в 1930-е годы. Машина относилась к классу тяжелых БА и разрабатывалась с учетом боевого опыта на Восточном фронте. Из-за того, что в войсках находилось достаточно большое количество более старых машин, Sd.Kfz.234 произвели в сравнительно небольшом количестве. Учитывая все имеющиеся модификации, промышленность германии с 1943 по 1945 год выпустила порядка 900 машин.
Бронированный автомобиль приводился в движение V-образный 8-цилиндровым карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением, отдача которого составляла 150 лошадиных сил. При этом боевая машина весила 8.3 тонны. Экипаж составлял 4 человека, что сопоставимо с экипажем танка.
Очень мощная машина. |Фото: windowssearch-exp.com.
Наиболее широко Sd.Kfz.234 использовался вместе с моторизированными и бронетанковыми частями вермахта и СС. Машину использовали для огневой поддержки пехотных частей. Кроме того, достаточно много Sd.Kfz.234 было поставлено в разведывательные подразделения. Большинство машин комплектовалось радиостанцией с радиусом действия до 200 километров (во время хода машины дальность работы составляла всего 10-50 км). Вооружались бронемашины 20-мм нарезной автоматической пушкой KwK 30.
Сильные и слабые стороны
Немецкая бронемашина имела внушительную огневую мощь, что делало ее отличным средством поддержки. Несмотря на большую массу, Sd.Kfz.234 развивала высокую скорость, однако при этом имела скромный запас хода, не лучшую маневренность и проходимость.
Советский Союз: БА-64
Отличная была машина. |Фото: zr.ru.
Советский бронированный автомобиль с индексом БА-64 был разработан в июле-декабре 1941 году и стал единственной подобной машиной в стране, принятой на вооружение в годы Второй мировой войны. Образец воплотил в себе все имевшиеся на тот момент у советских конструкторов довоенные наработки по созданию полноприводных бронемобилей. Также советские конструкторы приняли во внимание немецкий опыт создания подобных транспортных средств, который получили благодаря изучению первых трофейных образцов вражеской техники.
На фронт машина попала в 1942 году и активно использовалась вплоть до конца войны в качестве легкого разведывательного автомобиля. Производили БА-64 вплоть до 1964 года. После Великой Отечественной войны, машина также поучаствовала в Корейской войне. Впрочем, на тот момент в СССР БА-64 использовали уже только для обучения водителей. В середине 1950-х бронемашину-ветерана сняли с вооружения окончательно.
Сделали очень много таких машин. |Фото: en.wheelsage.org.
В качестве основы для БА-64 был использован грузовик ГАЗ-64. В движение машинка приводилась двигателем ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. От базовой модели он отличался тем, что мог успешно работать даже на низкосортных видах топлива.
Большинство разведывательных машин не имело собственных средств связи или специального оборудования для наблюдения. При этом машины комплектовались разным вооружением, в том числе пулеметами и противотанковыми ружьями на турели. Существовала также железнодорожная модификация, ездившая по рельсам.
Сильные и слабые стороны
Главным недостатком БА-64 была слабая огневая мощь. Также машину стоит поругать за затруднительность эвакуации экипажа, в случае повреждения авто. К сильным сторонам БА-64 стоит отнести хорошую проходимость, высокую скорость и маневренность, высокий угол атаки орудия, позволяющий вести огонь по многоэтажным зданиям. Все это делало БА-64 верным помощником пехоты в городских боях, а также незаменимым средством разведывательных рейдов.
Великобритания: Armoured Car Daimler
Мощная штука. |Фото: pinterest.ru.
Серия британских бронированных автомобилей Daimler для нужд армии появилась еще в 1939 году. В общей сложности британцы сделали более 2.6 тысяч таких машин. Значительная часть которых использовалась на Африканском театре боевых действий. В первую очередь создавались средние и тяжелые машины, которые позиционировались, как «легкие танки» по британской национальной классификации. При этом существовала и легкая модификация - Daimler Scout Car.
А вот легкий образец. |Фото: wikimedia.org.
В то время, как тяжелые и средние образцы использовались главным образом для осуществления огневой поддержки бронетехники и пехоты, а также для ведения интенсивных городских боев, легкие и быстрые Daimler Scout Car использовались исключительно для разведки. Тяжелые образцы техники комплектовались 20-мм автоматической пушкой. Разведывательная машина вооружалась лишь 7.7-мм легкий пулеметом «Брен».
На вооружении машины стояли вплоть до 1965 года.
Соединенные Штаты Америки: T17
Американский образец для огневой поддержки. |Фото: primeportal.net.
Американцы также придавали большое значение полевой разведке и наблюдению, в том числе с использованием бронемашин. Данная модель была создана компанией Ford в 1942 году. Машину производили в тесном сотрудничестве с британскими конструкторами, так как значительная часть Т17 в начале войны уходила на помощь войскам Великобритании по Ленд-лизу. После официального выпуска было сделано еще несколько модификаций, отличавшихся друг от друга бронированием, вооружением, а также оснащением.
Неплохая была машина. |Фото: dbnews.org.
Машина имела неплохой запас хода (до 400 км по шоссе) и неплохую проходимость. В движение приводилась двумя двигателями мощностью по 100 лошадиных сил. Достаточно внушительная огневая мощь Т17 достигалась благодаря использованию 37-мм пушки. На территории самих США машина использовалась в качестве средства охраны и патруля, в годы войны. Одним из главных недостатков был большой экипаж – 5 человек.