При всей комедийности сюжета лента режиссеров Алексея Мишурина и Николая Литуса стала и своеобразной киновитриной советской автомобильной техники - в кадре мы видим практически все образцы выпускаемых в СССР автомобилей на 1962 год, так же в кадре изредка попадаются машины, построенные в странах восточной Европы.
Да и не в каждом фильме на экране крупным планом показывают экспериментальные машины. А здесь - имеется. Также по мере рассказа будут вводится поясняющие фотографии.
Кинокомедия была снята на киностудии имени А. Довженко, вышла в прокат в 1963 году. В главной роли - Надежда Румянцева.
Сразу надо отметить, что фильм попал на огромные перемены в автомобильной жизни Советского Союза. Во-первых в 1961 году были слиты в единую структуру ОРУД и ГАИ (какое-то время данная структура так и называлась - ОРУД-ГАИ МВД), а в 1959 году была произведена смена формата государственных регистрационных знаков. До 1959 года - это были таблички с черными буквами на желтом фоне, а с 1959 года - номера приняли формат, сохранившийся до 1982 года - черный фон, белые символы, 4 цифры и три буквы. Поэтому машин с черными номерами в фильме крайне мало. В 1982 году была проведена последняя в СССР реформа госномеров, формат которых продержался в различных странах - бывших республиках СССР до 1993 года (ЕМНИП - Россия стала последней, кто сменил формат номеров).
И вот мы на улице Хрещатик начала 60-х. В центре кадра ЛАЗ-695 "Турист", выполняющий рейс по маршруту Киев - Ялта.
Поток вполне типичен для начала 60-х - троллейбус с бортовым номером 067 - МТБ-82, в остальном ГАЗовские джипы (на заднем плане виднеется тент характерной формы - скорей всего это ГАЗ-67Б - уж очень форма своеобразная у него), впереди - ГАЗ-69, за ним МЗМА М-407 "Москвич", либо 402, но с установленным под капот 407-м мотором. Дело в том, что М-402 был переходной моделью - с сохранением силового агрегата от послевоенного 401-ого москвича. Позже с развертыванием выпуска М-407 существовала даже инструкция (где-то у меня в загашниках была) по переоборудованию М-402 на новый верхнеклапанный мотор. В этой инструкции был даже раздел по замене фальшрадиаторной решетки (она у 407-ого Москвича иная). Это наверное единственный случай в отечественном автомобилестроении, когда заводом предусматривался полноценный "апгрейд" до новой модели.
Киев был третьим городом (после Москвы и Ленинграда), где были введены ограничения на прописку. Поток столичный - практически сплошь Волги. В массе своей второй серии (М-21И) - машина третьей серии (с индексом "Р" и радиаторной решеткой "китовый ус" сменит ее в 1965 году)
Отлично отреставрированная ГАЗ-М-21И Волга с двухцветной окраской - скорей всего это уже работа реставраторов, Волга крайне редко получала такую окраску на внутреннем рынке
Слева в потоке видна бежевая иномарка. Что за машина - сказать не берусь, единственное - силует выдает. Вообще легковые машины производства соцстран в СССР закупались для организаций (тем более машина явно для перевозки малых грузов). К остановке (в левой части кадра) подходит опять же троллейбус МТБ-82, а за ним автобус, в целом похожий на ПАЗ-651/652 и вдали виден еще один троллейбус. Возможно это мытищинский МТБЭС, но возможно - что уже киевская машина серии "Киев" (в Киеве построили немало троллейбусов, причем с использованием как отечественного опыта, так и зарубежного - в СССР весьма активно поставлялись чехословацкие машины Skoda 9Tr). Троллейбусы киевской постройки кроме всего отличались весьма интересным обликом, по сравнению с серийной продукцией завода им. Урицкого.
Гостиница "Москва" (сейчас она называется "Украiна")
Движемся на выезд из украинской столицы
Маршрут выводит нас на набережную - Парковый мост (он пешеходный), построен по проекту Е. О. Патона в 1910 году
Очень динамичный кадр с теплоходом "Ракета" - скорей всего это уже судно феодосийской постройки (строительство "Ракет" было передано с Сормовского завода в Горьком на Феодосийский завод "Море" в 1959 году)
Вот и новые районы Киева - сплошь хрущевки, только строятся...
Проезжаем мимо парка имени А. С. Пушкина, он находится неподалеку от киностудии им. А. Довженко, кстати
Сейчас занесет Славку (актер Юрий Белов). Здесь он едет на серийном ЛАЗ-967 "Турист"
Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) на роликах едет по осевой.
Если присмотреться к автобусу - то это серийный "Турист" первой промышленной серии, с таким оформлением передней части кузова машины выпускались с 1960 по 1961 год. За автобусом идет ГАЗ-М-21 Волга первой серии (видно по форме фальшрадиаторной решетки)
"Турист"...
...и все та же салатовая Волга первой серии
Попался, голубчик. Старший лейтенант милиции Подорожный (Павел Винник) на мотоцикле.
Скорей всего - это или Днепр К-750, или ИМЗ "Урал" М-72 - обе машины ведут свое происхождение от лицензии на BMW R-72, закупленной в Германии еще до войны. Но какой точно это мотоцикл - сказать не берусь. Днепры намного позже стали отличаться от своих ирбитских коллег формой бензобака.
Получив прокол (Вижу, куда занесло...) и подобрав Людмилу, едем дальше.
По встречке - ÖAF F745G, весьма редкая машина. Автомобили производства капстран встречались у нас не часто, причем наиболее массовые закупки приходились зачастую на немецкие или шведские предприятия. А тут австриец. И ...
Чехословацкая Skoda-LIAZ 706RTch - от более поздних чехословацких седельников ее отличает характерная поперечина на фальшрадиаторной решетке
Из-за Шкоды с грунтовки на дорогу выплывает вот это чудо - киномеханик Тарас (Алексей Кожевников) на весьма уерзанной кинопередвижке на базе УАЗ-450.
В отличии от более поздних "буханок" - эта машина еще на базе 69-ого козлика, с нижнеклапанным мотором. Но машина "второй серии", то есть уже полноценного серийного выпуска. Самые главное внешнее отличие от первых "буханок" - двери водителя и пассажира уже на передних петлях.
И раз зашла речь о Тарасе - пробежимся по нему, и тому, что он возит. Здесь он появляется с афишей (на борту своего рыдвана) индийского фильма "Бродяга", вышедшего на индийские экраны в 1951 году, режиссер и исполнитель главной роли - Радж Капур
Видна "морда" еще одной Шкоды, на сей раз бортовой. Машина все той же 706-й серии.
Первое появление Тараса на бензоколонке...
И обратите внимание, как "кровавый советский режим" давил самостийность Украины - все афиши на передвижке между прочим на украинском языке, а не на русском. Именно в таком виде он получает от Людмилы весьма капитальный втык.
Очень быстро преобразившись и приведя себя и машину в порядок, он уже появляется тут с узбекским фильмом - вышедшая в 1958 году на студии "Узбекфильм" кинокомедия "Очарован тобой" режиссера Юлдаша Агзамова.
Причем УАЗик то у Тараса полноприводный (была и моноприводная версия для народного хозяйства)
А вот и нестыковка - здесь явно видно - катушка для кинопленки узкая, под 16-мм пленку...
А вот у него в руках 35-мм кинопленка. Хотя машина таже. Но и афиша другая - фильм "Битва в пути" - вышел на экраны в 1961 году, режиссер Владимир Басов
Ну и финальная метаморфоза Тараса - за отличные успехи в работе он получает новую машину, с широкоэкранным проектором, на базе автобуса ПАЗ-651. Это первая версия ПАЗика, еще на базе агрегатов от ГАЗ-51.
Вот тут есть интересный момент - на борту афиша фильма на украинском. "Я зустрiв дiвчину" - это фильм 1957 года "Я встретил девушку", вышедший на Сталинобадской киностудии в 1957 году. Режиссер - Рафаил Пельштейн. Фильм стал первой цветной кинолентой, снятой на этой киностудии (позднее она называлась "Таджикфильм"). Сам фильм ныне не очень известен, а вот песня, написанная специально для этой киноленты дивет и звучит до сих пор. Да, это "Я встретил девушку - полумесяцем бровь, га щечке родинка, а в глазах любовь...". Далее на борту афиша киножурнала "Фитиль", фильма "Анафема" (1960 год, реж. Сергей Гипиус, короткометражный). Есть еще какие-то фильмы и агитплакаты (данная машина считалась уже не просто кинопередвижкой, а автоклубом), но увы - разобрать не смог.
Но вернемся в основную хронологию. Поездка заканчивается, Людмила, поругавшись со Славкой, выходит. Интересный киоск, надо отметить.
Образцы рекламы в СССР
Вот на этом автопоезде Людмила прибывает на свое рабочее место - МАЗ двухсотой серии (с ярославским двухтактным дизелем), в качестве груза - гусеничный бульдозер, скорей всего ДТ-75
Та самая бензоколонка.
Кстати она вполне реальна. И башня водонапорная есть. А момент тут вот какой. Если присмотреться, то несколько не логичен выезд МАЗа-200 с прилегающей территории. Но справа от расположенной на переднем плане диспетчерской АЗС выглядывает... именно. Что бы не затаскивать на территорию заправки (и не блокировать ее работу) весьма не безопасные в пожарном отношении приборы, реквизиторы просто построили псевдоАЗС, которая стала точной копией настоящей. И как пишут - нередко водители путались, заезжали заправляться на декорацию и невольно попадали в кадр.
Но если создашь пробку...
Создала так создала. Здесь опять в кадре виден австрияк ÖAF F745G
Бензовоз на шасси ЗиЛ-164, справа - портальный погрузчик, скорей всего болгарский Balkancar. Уж очень много их было поставлено в СССР, а на заднем плане видны машины, свободно и без очереди заправляющиеся на настоящей АЗС
А вот и Медведь приехал (кстати очень точно фамилия подобралась у данного персонажа. Актер - Владимир Белокуров)
С Медведем связана еще одна нестыковка. Как видно, шофер первого класса А. Е. Медведь ездит на карьерном самосвале БелАЗ-540, на момент съемки фильма - машина более чем свежая. Здесь мы видим предсерийную машину. Но белазы то всегда дизельные были. Поэтому "по канистре на брата" раздать в сцене, где Людмила отправляет всех налево он просто не мог. Серийно БелАЗ-540 начали выпускать через несколько лет - с 1965 года
Здесь мы видим даже более интересную машину. Этот автобус серийно никогда не выпускался - ЛАЗ Украина-1.
Вообще 60-е и 70-е годы в советском автопроме прославились тем, что заводы сплошняком разрабатывали и строили в опытных экземплярах очень достойные машины. А вот то, что доходило до серийного производства, было нередко рядовым и унылым. Обидно, ведь могли же!
ЛАЗ Украина-1 был построен в 1961 году (хотя как мы видим - номерной знак почему то еще старого, до 1959 года, образца). Машина сильно отличалась от серийной продукции завода. Например, двигатель от ЗиЛ-130 (завод только переходил на серийное оснащение такими моторами) агрегатировался с автоматической коробкой. Да и по комфорту это была весьма серьезная машина. Чуть ниже несколько фотографий этого автобуса. Обратите внимание - как решено индивидуальное освещение на пассажирских местах.
В часы досуга...
МАЗ-200 был весьма распространен в качестве тяжеловоза. Тут даже виден зубр на боковине капота, позднее его убрали.
ЗиЛ-157 везет явный негабарит. «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон» - далеко не полный перечень его прозвищ
ЗиС-150, за ним ЗиЛ-164, потом ГАЗ-51
Опять МАЗ-200, теперь в качестве контейнеровоза и с двумя прицепами
Следующие проездом интуристы на Cadillac Series 62 de Ville 1956 года
ГАЗ-51 заготовителей
Минский МТЗ-5 скорей всего
Аналогичный аппарат в музее на Соколовой горе, г. Саратов
Вот что Славка, что Тарас... шутники блин. Славку буксирует бензовоз на шасси ЗиЛ-164
Финальный кадр со схемой трассы Киев - Ялта