На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 599 подписчиков

Сухопутные торпеды: беспилотники Вермахта

О секретных разработках Третьего рейха ходит много легенд. Среди прочих вундерваффе немецких инженеров были и настоящие боевые роботы – радиоуправляемые наземные торпеды, которые применялись и во Второй мировой войне
текст: Сергей Яковлев

Немецкие инженеры были не первыми, кто перед Второй мировой занялся проектированием  радиоуправляемых боевых машин.

Первые наземные торпеды появились во Франции ещё в 1915 году, и только в 20-е годы эта идея просочилась в остальную Европу и Советский Союз. Немецкие военные инженеры и вовсе припозднились – у Германии радиоуправляемые транспортёры появились в разработке только в конце 30-х годов. В отличие от советских инженеров, которые делали акцент на подрывном характере машин дистанционного управления, немецкие конструкторы сразу задумались о многофункциональности таких бронетранспортёров. Так, кроме «тележек», которые просто доставляли взрывчатку вплотную к позициям противника, появились радиоуправляемые машины для разведки и разминирования проходов в минных полях.

Первая более-менее состоявшаяся разработка немецкой наземной торпеды –  «Sonder Kraftfahrzeug 302» или «Голиаф», построенный на предприятии компании «Боргвард». Конструкцию машины немцы во многом позаимствовали у трофейного Engin K французского производства. «Голиаф» появился в 1942 году и, как и Engin K, управлялся по проводам, а поэтому советские солдаты быстро поняли, что вывести машину из строя можно просто перерубив кабель. Но у немецкой торпеды и без этого было полно недостатков: небольшая грузоподъёмность (до 70 килограммов), малый клиренс (16,8 см у самой высокой модификации), низкая скорость (до 11,5 километров в час) и слабое бронирование.

Впрочем, эти недостатки были присущи всем радиоуправляемым торпедам того времени. Такие торпеды часто сбивались с курса из-за неровностей местности, имели слабую проходимость и выводились из строя не только противотанковыми средствами, но и обычным стрелковым оружием. За всё время Второй мировой войны немцы произвели 7564 «Голиафа», из них в реальных сражениях участвовало чуть более тысячи изготовленных экземпляров – машина была признана неоправданно дорогой и неэффективной.

Свою вторую и последнюю наземную торпеду немцы построили на шасси трофейных машин – британского лёгкого бронетранспортёра Universal Carrier и бельгийского транспортёра Utility Tractor, производившегося на мощностях британского предприятия Vickers Carden-Loyd. Бронетранспортёры были переделаны в наземные торпеды большего размера, управление  осуществлялось всё так же, с помощью кабелей. Летом 1942 года немцы использовали около тридцати таких машин при третьем штурме Севастополя.  Советские войска уничтожили 13 радиоуправляемых бронетранспортёров, ещё 9 вышли из строя без посторонней помощи, а 8 всё же достигли своей цели. Один из них с помощью 700-килограммового заряда взрывчатки разрушил артиллерийский ДОТ, который в течение двух дней сдерживал наступление немцев. После сражения за Севастополь немецкие войска больше не использовали радиоуправляемые наземные торпеды и комплектовали танковые подразделения исключительно «многоразовой» техникой. 

Похожие темы по подрубрике "Боевые машины":

БЕРЕГОВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС - К300 «БАСТИОН»

MZKT 7930

Ссылка на первоисточник
наверх