Благодаря соревнованиям в Алабине
Россия и Лаос договорились о возвращении в Россию 30 танков Т-34 во время прошлогодней поездки в республику министра обороны Сергея Шойгу, сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций военного ведомства. Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец рассказал, что в 2017 году лаосские военнослужащие впервые приняли участие в соревнованиях по танковому биатлону в подмосковном Алабине. Призовых мест они не заняли, ведь бронетанковые войска республики состоят всего из 50 боевых машин.
«Все машины были „советскими ветеранами“, многим из которых перевалило за 50, а некоторым и за 70 лет. 30 из них — наши легендарные Т-34, а остальные — Т-55 и Т-76. Но при этом все машины были на ходу», — пояснил эксперт.
Для участия в соревнованиях лаосцам предоставили российские Т-72Б3, от которых, по словам Баранца, они пришли «в восхищение» и начали подумывать об обновлении бронетанковых войск. Но Лаос — страна небогатая, и машины стоимостью около трех миллионов долларов за единицу ей были не по карману. Тогда российская сторона предложила приобрести бюджетные, но не слишком уступающие танки Т-72Б1 «Белый орел». Несколько десятков таких машин как раз проходили модернизацию на одном из российских оборонных заводов.
«Лаосские офицеры во главе с министром обороны съездили на этот завод и опробовали модернизированные „Белые орлы“ на местном полигоне. Они им очень понравились, и стороны ударили по рукам», — добавил военный обозреватель.
Во время прошлогоднего визита Сергея Шойгу в Лаос российский министр осмотрел танковый парк республики. Все «тридцатьчетверки» оказались в прекрасном техническом состоянии. Глава российского военного ведомства предложил бартер: Лаос передает России 30 Т-34, а взамен получает скидку на Т-72Б1. Лаосцы согласились, и в начале декабря легендарные танки поплыли во Владивосток, а первая партия «Белых орлов» заняла место в боевом строю республиканской армии.
«Сейчас наши специалисты Минобороны проводят углубленный „медосмотр“ Т-34 и не перестают удивляться их великолепному состоянию. Хотя, конечно, некоторым танкам потребуется мелкий ремонт», — сказал Баранец.
На парады и в кино
До сих пор историки спорят, сколько же Т-34 было собрано с 1942 по 1946 год. По одним данным, пояснил Баранец, их было 58 тысяч, а по другим — 61. Но время идет, и действующих образцов остается все меньше и меньше. Переданную Лаосом бронетехнику будут использовать для съемок фильмов о Великой Отечественной войне, в качестве экспонатов музейных экспозиций и для участия в военных парадах не только в Москве, но и других городах России.
«Думаю, когда 9 мая 2020 года Т-34 появятся на Красной площади, то, как и в былые годы, зрители будут встречать наши танки бурными аплодисментами и стоя», — уверен эксперт.
Несмотря на то, что в наши дни Т-34 технологически и морально устарели, они до сих пор остаются на вооружении почти десятка стран. В частности, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Йемена, КНДР, Конго, Кубы и Намибии. Но в подавляющем большинстве государств эти танки превратились в музейные экспонаты и памятники.
«У нас, в России, множество Т-34 пошло не переплавку. Из их брони мы стали делать и Т-55, и Т-62. Но огромное количество оставалось в запасниках. Их, предварительно демилитаризовав, часто передавали в качестве памятников. Некоторые страны просили продавать им эти танки, в частности американцы», — добавил Баранец.
Технологический прорыв
По мнению военных историков, танк Т-34 стал технологическим прорывом для своего времени и сыграл выдающуюся роль в победе над фашистской Германией. Не случайно оставшиеся в живых немецкие танковые асы отмечали в мемуарах, что появление «тридцатьчетверок» на поле боя стало для них шоком.
Советская бронемашина превосходила немецкие почти по всем параметрам. До появления Т-34 с 76-миллиметровой пушкой в советских бронетанковых войсках не было орудия, способного пробить броню немецких машин. По воспоминаниям танковых асов вермахта, «тридцатьчетверки» жгли их машины, как игрушки.
«Т-34 — средний танк, обладающий потрясающей проходимостью в сравнении с немецкими тяжелыми танками. Великолепная ходовая часть. Он преодолевал косогоры, на которые не забирались немецкие машины. Они их объезжали, а наш — брал», — подчеркнул Баранец.
У советского танка был невероятно мощный, надежный и удобный для ремонта двигатель. К тому же его было просто и быстро заменить. Устройство мотора было несложным, что позволяло чинить его практически «на коленке». В числе прочих достоинств — лобовая броня. Она располагалась под необычным углом, из-за чего немецкие снаряды попросту отскакивали от танка. Угол расположения лобовой брони до определенного момента был секретом. Это потом уже немцы захватили несколько машин и разобрались, что к чему. Существовала, напомнил обозреватель, даже директива Генштаба вермахта о том, что целиться надо под башню — там было самое слабое место.
«Система заряжания была сделана просто по-русски гениально, неубиваемо! Не совсем корректное сравнение, но по гениальности конструкции это такой же бренд, как и автомат Калашникова!» — заключил Баранец.