На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 609 подписчиков

Ручная работа. Гибриды из советских машин - "Колхиды"

Сегодняшний пост – про то, как в разных уголках нашей Необъятной резали, варили, пилили… в общем, «колхозили» на свой вкус и цвет грузовики Кутаисского автомобильного завода. Да, те самые «Колхиды», про которые водители сочиняли обидные частушки и травили анекдоты.

Первую картинку я приготовил в качестве живого свидетельства того факта, что «Колхиды» вовсю «допиливали» еще при Союзе:

Этот снимок сделал покойный Люциус Суславичюс где-то на просторах Литовской ССР; ориентировочно это рубеж 1960-х и 1970-х годов

Этот снимок сделал покойный Люциус Суславичюс где-то на просторах Литовской ССР; ориентировочно это рубеж 1960-х и 1970-х годов

«Какая, нафиг, Колхида?!» — может возмутиться читатель – «Это же обычный МАЗ!

» А вот и неправильно! Посмотрите на крайне маленькую величину колесной базы и узенькие «зиловские» мосты: в основе этой «самоделки» явно лежит именно шасси от «Колхиды»! Причем, судя по колесам типа ЗИЛ-164, это была еще «Колхида» первого поколения (модели 606 или 606А) с чахлой рядной «шестеркой». О мотивах такого тюнинга сегодня остается только гадать: что ж такого могло сломаться в почти новом МАЗе, что его не стали ремонтировать, а пустили под нож, сделав «донором» для древнего ломучего КАЗа?! Ну да ладно, пора переходить к более свежим моделям. Следующий блок фоток – про то, что делали с седельными тягачами КАЗ-608В.

На фото №2 – почти стандартный КАЗ-608В, которому штатный «зиловский» ведущий мост заменили на венгерский мост Raba с планетарными редукторами в ступицах, почти наверняка снятый со списанного автобуса (такие ставили на ЛАЗ, ЛиАЗ, Ikarus). «Венгр» имел сразу несколько преимуществ: он был долговечнее и грузоподъемнее, а также позволял повысить эффективность торможения за счет более широких колодок. Да еще и с передаточными числами можно было поиграть – например, выбрав «беговой» мост от туристических модификаций Икарусов или ЛАЗов.

Фото Максима Чернявского; период – рубеж девяностых и двухтысячных

Фото Максима Чернявского; период – рубеж девяностых и двухтысячных

Тягачу с фото №3 тоже подменили «конечности»: на переднюю ось поставили камазовские ступичные узлы с бездисковыми колесами, назад – ведущий мост с «планетаркой» (не берусь с этого ракурса точно сказать, чей именно). А заодно и кабину «нарядили»: приподняли крышу, примастырили бампер от чешского тягача LIAZ 100-й серии, облицовку от какого-то другого импортного грузовика (давайте совместно думать, от какого: варианты Mercedes SK и Volvo F16 не подошли). Не хватает только мерседесовской звезды для полноты картины ))

В «девичестве» – КАЗ-608В2 выпуска 1988 года, теперь – без пяти минут Mercedes )) Фото Макса Чернявского

В «девичестве» – КАЗ-608В2 выпуска 1988 года, теперь – без пяти минут Mercedes )) Фото Макса Чернявского

Если начинали мы с просмотра фотки, на которой КАЗу приделали кабину от МАЗа, то теперь – ровным счетом обратная метаморфоза: вот этот тягач из украинского города Хмельницкий на фото №4 я опознал как МАЗ-5429 с кабиной от 608В. С поправкой на размеры «мазовских» колес и двигателя кабину пришлось значительно приподнять над рамой – это хорошо заметно по доваренным фрагментам в нижней части передней панели.

А вот это уже не КАЗ, а МАЗ с кабиной от Колхиды )) Фото Александра Говорухи

А вот это уже не КАЗ, а МАЗ с кабиной от Колхиды )) Фото Александра Говорухи

Теперь посмотрим на вариации «Колхид» с чужими надстройками. Лет десять-пятнадцать назад, когда КАЗы еще не исчезли из регулярной эксплуатации, наиболее часто встречающейся конверсией была установка вместо седельно-сцепного устройства мытищинской самосвальной установки от короткобазных ЗИЛов: для этого «Колхиде» даже не требовалось удлинять ее коротенькую раму. При Союзе подобное переоборудование в некоторых крупных автоколоннах было поставлено на поток. На фото – как раз пример такой машины с самосвальной установкой от ЗИЛ-ММЗ-4502. Как видно, под платформой еще даже осталось место для размещения четырех метановых баллонов.

КАЗ-608В с самосвальным кузовом от ЗИЛ-ММЗ-4502. Фото Макса Чернявского

КАЗ-608В с самосвальным кузовом от ЗИЛ-ММЗ-4502. Фото Макса Чернявского

А вот для монтажа бортовой платформы раму уже приходится удлинять. На этой «Колхиде» из Беларуси нарастили только задний свес (кузов этот, кстати, насколько я понимаю, сделан из платформы ГАЗ-66 позднего выпуска):

Фото Дмитрия Гладкого

Фото Дмитрия Гладкого

На этой «Колхиде» тоже нарастили только задний свес, а кузов «состряпали» на основе платформы от сельского самосвала ГАЗ-САЗ-53Б:

Фото Дениса Дементьева,  2009 г.

Фото Дениса Дементьева, 2009 г.


А вот этой «Колхиде» из Чувашии увеличили и задний свес, и колесную базу. Теперь на раму влезла платформа от длиннобазного ЗИЛ-130Г.

Фото Артема Коновалова

Фото Артема Коновалова

Ничуть не реже бортовых вариаций можно было встретить и примеры переделки КАЗ-608В в фургоны. Рамы при этой процедуре также всегда подлежали удлинению. Вот этому экземпляру из Чернигова, например, понемногу увеличили и задний свес, и колесную базу, установив фургон в габарите ЗИЛ-130:

Фото Александра Говорухи,  2008 г.

Фото Александра Говорухи, 2008 г.

Этой «Колхиде» из Ессентуков базу удлинили намного сильнее (скорее всего до 3800 мм – как у стандартного капотного грузовика ЗИЛ-130), а потому и кузовок приделали более крупный, от длиннобазного ЗИЛ-130Г:

Фото Андрея Михайлова

Фото Андрея Михайлова

А вот так выглядит Kolhida King Size: высота кузова тут, видимо, доведена ровно до четырех метров, колесная база – не менее 3800 мм. Можно обратить внимание также на увеличенную высоту потолка в кабине и спойлер на крыше:

Фото Макса Чернявского

Фото Макса Чернявского

На этот экземпляр приладили кузов КМ131, снятый с армейского «сто тридцать первого» ЗИЛа. Колесная база, как водится, наращена:

Фото Александра Говорухи,  2009 год

Фото Александра Говорухи, 2009 год

Ну а гран-при в номинации «Самый затюненный КАЗ-608В» отправляется в город Киров, где некоторое время назад водилась вот такая трехосная «Колхида». Даже комментировать ничего не буду ))

Фото Андрея Кожина

Фото Андрея Кожина

Теперь переходим к последним грузинским «Колхидам» — к семейству 4540, которое выпускалось с конца восьмидесятых до конца девяностых. Это были современные, весьма передовые по конструкции грузовики. Но с качеством сборки по-прежнему был швах, да тут еще наложились трудности с обеспечением оригинальными запчастями… В общем, с этими машинами «тюнингом» водители часто вынуждены были заниматься скорее от безысходности, заменяя оригинальные узлы ходовой части и трансмиссии более распространенными. Так на свет появлялись вот такие «мутанты», лишенные раздаточной коробки и привода на передний мост:

Передняя ось – МАЗ-500, задний ведущий мост – ЗИЛ-130. Фото Александра Димитрова

Передняя ось – МАЗ-500, задний ведущий мост – ЗИЛ-130. Фото Александра Димитрова

Передняя ось – МАЗ-500, задний мост – Raba, а к кабине доварена «спалка»

Передняя ось – МАЗ-500, задний мост – Raba, а к кабине доварена «спалка»

Передняя ось, видимо, «выпотрошенная» родная, а задний мост – ЗИЛ-130. Фото с rcforum.ru, сделано в Алмате

Передняя ось, видимо, «выпотрошенная» родная, а задний мост – ЗИЛ-130. Фото с rcforum.ru, сделано в Алмате

Другое направление тюнинга также включало в себя установку нестандартных платформ. Ведь «4540» было задумано как целое семейство машин самого разного назначения и самых разных колесных формул (4х2, 4х4, 6х4), однако же с конвейера Кутаисского автозавода сходили только лишь полноприводные сельскохозяйственные самосвалы. Первые примеры переделки на местах самосвалов КАЗ-4540 в бортовые грузовики датируются уже началом девяностых. Вот пример из Москвы:

КАЗ-4540 с бортовой платформой от МАЗ-5335; полный привод у машины сохранен. Фото Дмитрия Комиссарова

КАЗ-4540 с бортовой платформой от МАЗ-5335; полный привод у машины сохранен. Фото Дмитрия Комиссарова

А вот у этого экземпляра самосвальная платформа осталась родной, но получила высокий тент. Картину дополняет спойлер на крыше и «юбка» под бампером: видимо, машину приспосабливали для «дальнего боя», хотя длину кабины так и не увеличили…

«Дальнобойный» КАЗ-4540; полный привод на месте. Фото Дмитрия Гладкого

Две последние машины вобрали в себя полный комплекс доработок по всем фронтам: обе получили доваренные к кабинам «спальники», кузова-фургоны и чужие мосты:

Тут мосты «камазовские» (фото А.Львова,  2003 г.)…

Тут мосты «камазовские» (фото А.Львова, 2003 г.)…

… а тут – комбинация МАЗ + Raba (фото Дениса Дементьева, 2009 г.)

Николай Марков, drive2.ru

Картина дня

наверх