О желании лишать водителей прав за систематические нарушения правил в ГИБДД говорят уже давно. Ранее было осуществлено даже три попытки провести подобные законопроекты, однако — и это удивительно — баллов до сих пор в российских ПДД нет. Но не исключено, что скоро их вновь будут «проталкивать» через Госдуму.
По крайней мере, еще в прошлом году МВД разработало подобные предложения в рамках плана по борьбе с аварийностью. Одна из идей этой стратегии — введение понятия «опасное вождение» — уже была принята.История вопроса
Система «трех дырок» действовала еще во времена СССР. За нарушение ПДД водитель получал прокол в талоне предупреждений. Три отметки — и человека лишали прав на один год.
После развала Союза проколы ушли в прошлое, но в 1993 году вместо них появились баллы — инспектор от руки вписывал их в придуманные для этой цели вкладыши к водительским удостоверениям. Например, за превышение скорости на 10-30 км/ч записывали 2 балла, а за проезд на красный свет — 3. Если в течение года водитель набирал 15 баллов, то его лишали прав на 3-6 месяцев.
Однако в 1997 году данную систему отменили — юристы смогли доказать, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав относится к понятию «двойное наказание» за одно и то же нарушение. А этого нельзя делать по Конституции.
Три дырки
С тех пор 50 статья Конституции России не менялась — там по-прежнему написано «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». И как сейчас ГИБДД будет решать эту правовую коллизию, не совсем понятно. К тому же предполагается возродить не столько баллы, сколько «дырки», правда, они станут виртуальными — лишать прав на 1-1,5 года хотят за три серьезных нарушения в течение 365 дней. Для этого в КоАП может появиться новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Под серьезными нарушениями подразумевается превышение скорости (вероятно на 40 км/ч и более), проезд на красный свет, выезд на встречку, отказ уступить дорогу транспорту с правом преимущества, непредоставление преимущества в движении пешеходам и велосипедистам и пр. При этом — и это очень важно — речь идет лишь о нарушениях, которые выявлены непосредственно сотрудником ГИБДД. А вот данные с камер учитываться не будут.
Идея о фактическом возвращении «трех дырок» вызывает ожесточенные споры. Причем не только среди простых автомобилистов, но и в самой Государственной Думе.
Плюсы:
- Предупреждение ДТП.
- Наказание злостных нарушителей. По статистике самые тяжёлые аварии у водителей, имеющих по 20-40 нарушений в год.
Минусы:
- Субъективность оценки со стороны сотрудников ГИБДД.
- Коррупционная составляющая.
Кормушка или?
Осталось только понять — чего же будет больше, плюсов или минусов. Но и тут эксперты тоже не могут прийти к единому выводу. Уж слишком велики риски, да и память об использовании подобной системы свежа.
«Вторая причина, по которой это не коснется большинства водителей, следующая: для того, чтобы эти баллы копились, нужна отметка ваших нарушений живым инспектором. А это в крупных городах маловероятно, потому что инспекторов на дорогах у нас осталось мало. В Москве, например, численность инспекторов за последнее время была сокращена чуть ли не в два раза. Поэтому, я думаю, подавляющему большинству водителей опасаться этой системы не нужно. А в случайно провинившихся водителей я не очень верю. Ведь трижды нарушить случайно за год — это скорее закономерность. Я не разводил бы здесь панику», — уверен господин Шкуматов.
Но есть мнение, что новый закон может быть принят как раз для того, чтобы инспекторов на дороге вновь стало больше. «Смотрите: одновременно с этим появляется “опасное вождение”, инициатива о возврате МВД техосмотра. То есть это просьба дать некие лакомые куски. Речь идет либо о правонарушениях, за которые предусмотрено лишение прав (а значит, составление протокола и участие представителя ГИБДД), либо о предоставлении какой-либо услуги, на которой можно хорошо заработать. Я вижу в этом потайной смысл, который ничего не изменит в плане безопасности дорожного движения. Потому что у нас вполне достаточно инициатив, контролирующих водителей», — считает глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.