На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

FSO - Grand Turismo по-польски

Семидесятые года прошлого века были золотым периодом для польского автомобильного спорта. В соперничестве на трассах многочисленных успехов добились наши автомобили с завода FSO.

Спортивный польский Фиат 125р

Успехи в гонках привели к тому, что отдел спорта FSO захотел также добиться победы на гоночных трассах. Поэтому было принято решение создать автомобиль, который с успехом мог бы сначала бороться за звание чемпиона Польши, а потом – и за пределами страны. Первую попытку создания такого автомобиля было принято в конце 1975 года.

Спортивный польский Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Фиат 125р для гонок созданный в Польше

В честь VII Съезда ПОРП, как подавала тогдашняя пресса, в Экспериментальной Фабрике Спортивных Автомобилей и Испытаний Высокопроизводительного Центра Исследований и Разработок FSO (в Варшаве на ул. Вашингтона) был создан прототип гоночного польского Фиат 125p. Построенный на базе серийной модели автомобиль получил 16-клапанный двигатель (Абарт 232 Г) объемом 1840 см3 и максимальной мощностью 198 л. с., снят с раллийного Fiat 124 Абарт. В зависимости от передаточных чисел коробки передач, автомобиль показывал скорость от 190 до 230 км/ч.

Фиат 125р для гонок созданный в Польше авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Польский спортивный прототип Фиат 125р

Значительно изменена подвеска. В передней подвеске используется более мощный стабилизатор, кроме того, изменили пружины, что повлияло на снижение центра тяжести автомобиля. Задний мост обзавелся дифференциалом с повышенным трением. В тормозной системе используются диски вентилируемые (сзади – увеличенные).

Польский спортивный прототип Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Польский Фиат 125р

Восьмидюймовые литые диски итальянской фирмы Cromodora, специальные гоночные шины Мишлен. Вес автомобиля составил всего 850 кг. Изменился силуэт автомобиля, не только из-за его снижения. Крылья изготовлены из эпоксидных смол – передние, с отверстиями, предназначены для удаления воздуха из отсека двигателя, а задние, с тепловентиляторами на двойные тормозные диски, позволяли более эффективно их охлаждать. Пластиковые были также крышка отсека двигателя и багажника.

Польский Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Спортивный прототип завода FSO Фиат 125р

В передней части автомобиля появился спойлер, улучшающий аэродинамику, а сзади – огромные крылья, призванные увеличить прижимную силу на задней оси на высоких скоростях. Кузов автомобиля покрашен в бело-красный цвет, а на капоте и боковинах находится надпись „Польский Фиат”. Прототип должен был пройти необходимые испытания во время национальных гонок для проверки конструкционных решений и принятия решения о возможном дальнейшем производстве.

Спортивный прототип завода FSO Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Фиат 125р завода FSO

Однако, прежде чем серьезно стартовал в соревнованиях, в 1977 году, была достаточно серьезная модернизация. На этот раз он получил новую подвеску, Занижен кузов, что улучшило устойчивость автомобиля. Сзади применена система модифицированных стабилизаторов типа Панара для большей жесткости автомобиля.

Фиат 125р завода FSO авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Прототип Фиат 125р

С кузова пропало огромное заднее антикрыло. Вместо него были установлены только два небольших спойлера: один на задней части крышки багажника, а второй – на конце крыши. Вскоре появился еще один, похожий прототип.

Прототип Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Польские Фиат 125р для соревнований

В 1977 году водитель генерального директора FSO Юрия Белецкого попал в аварию. Служебный Фиат 130 пострадал в аварии с деревом. Авто пошло в утиль, но остался после него хороший двигатель. Так был создан гоночный польский Фиат 125p, оснащенный шестицилиндровым двигателем объемом 3235 см3 и максимальной мощностью 170 лошадиных сил. Оба прототипа получили обозначение GTJ – в списках стартовых однако числился, как польский Фиат 125p Прототип – дебютировал в гонках в Торуне во время третьего тура чемпионата страны на 2-4 сентября 1977 года.

Польские Фиат 125р для соревнований авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Фиат 125р на соревнованиях

Тогдашний торуньский трек- это 4-километровая петля в форме буквы Т, расположенный в местном аэропорту. Андрей Ярошевич поехал туда на более тяжелом прототипе (стартовый номер 194), а Евгений Ставовяк отправился в машине с двигателем 3200 куб.см. (номер 195). Первый старт оказался очень успешным. В конкуренции 6 класса (автомобили группы 2 с двигателями Польского Fiat), Ярошевич выиграл, а Ставовяк занял третье место.

Фиат 125р на соревнованиях авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Фиат 125р на соревнованиях

В гонке всех классов авто в версии 3200 снова был третий, в то время как автомобиль с номером 194 пришлось отказаться от участия из-за механического дефекта. Очередной раунд гонки чемпионата Польши состоялся на недавно построенной трассе в Медной Горе под Kielcami 15-16 октября 1977 года. Этот объект был введен в эксплуатацию всего несколько месяцев назад, в июне.

Фиат 125р на соревнованиях авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

На соревнованиях спортивные прототипы Фиат 125р

Scigano в то время менее чем 3-километровая петля, проходящая частично по лесу, частично по трассе. Конечно, в этих соревнованиях также могло не хватить прототипов Польского Fiat. Водители отдела спорта FSO снова выступили за рулем одинаковых автомобилей. Этот старт оказался очень успешным.

На соревнованиях спортивные прототипы Фиат 125р авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Прототипы Фиат 125р на соревнованиях

В гонке класса 6 Андрей Ярошевич (323) снова был самым быстрым, а Евгений Ставовяк (322) стоял на самой низкой ступени подиума. Идентичные награды водители прототипов завоевали в гонках всех классов. В общей классификации чемпионата Польши в 6 классе в сезоне 1977 Ярошевич занял третье место, за Ксаверум Фрэнком (Польский Фиат 125p 1800) и Станиславом Тубисем (Польский Фиат 125p 1500).

В следующем сезоне прототипы Фиатов появились только во время третьего раунда чемпионата Польши 1-2 июля 1978 года в Познани. Это был второй после Кельце трек для автомобилей-мотоциклов введенный в то время. Трасса Познань официально открыла товарищеские гонки 2 декабря 1977 года. Ранее соревновались на кольце близлежащего аэропорта Лавица.

Прототипы Фиат 125р на соревнованиях авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Фиат 126р на соревнованиях

Результат польских Фиатов 125p GTJ не был настолько успешным. Водители Андрей Ярошевич (номер 16) и Евгений Ставовяк (15) не завершили гонку. Дефекты обнаружились на двух автомобилях. Таков был конец спортивной карьеры гоночных прототипов.

Фиат 126р на соревнованиях авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Новая эпоха в спорте-FSO Polonez

Новая эпоха в спорте-FSO Polonez авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Новый спортивный польский автомобиль FSO Polonez

В последнем туре гоночных автомобилей чемпионата Польши сезона 1978 на трассе в Кельце Андрей Ярошевич стартовал в Полонез 2500 Racing, то есть в легендарном Stratopolonez. В нашем автоспорте приходили новые времена. Вот только начиналась эра Полонез.

Новый спортивный польский автомобиль FSO Polonez авто, автоистория, автоспорт, ваз, гонки, гоночные автомобиль, жигули, ралли

Источник

Картина дня

наверх