Самоходная установка, о которой пойдет речь, является самой интересной боевой машиной, разработанной в Швейцарии в первую половину XX столетия. Несмотря на то, что в серию Nahkampfkanone II так и не пошел, он наглядно демонстрирует, как можно творчески переосмыслить идеи разных стран и, собрав воедино, получить далеко не самую плохую боевую машину.
В конце концов, причины закрытия программы были не конструкторские, а экономические.Идеологически концепт Nahkampfkanone II был сформулирован еще в марте 1943 года. Реальные же работы по проектированию машины начались 28 января 1944 года, когда были выдвинуты требования на САУ со следующими характеристиками:
- вооружение - 75-мм пушка или 105-мм гаубица;
- максимальный угол склонения - -14 градусов;
- максимальный угол возвышения - +26 градусов для 75-мм пушки и +38 градусов для гаубицы;
- наличие телескопического и перископического прицела.
В итоге проект Nahkampfkanone II (орудие ближнего боя II) превратился в долгострой, предусматривавший аж 4 варианта машины. В итоге в январе 1946 года был построен опытный образец, который оказался единственным, изготовленным в металле. 24-тонная машина оснащалась 49-калиберной пушкой, имела броню 70 мм и максимальную скорость 50 км/ч. Даже с учетом того, что самоходная установка подзадержалась, получилось очень даже недурно, особенно для Швейцарии. которая в то время практически ничего реально оригинального по линии бронетехники не делала. Кстати. окончательная сборка, а также испытания проходили именно в Туне. Увы, спустя 2 года испытаний проект закрыли, причем по чисто экономическим соображениям. Чехи предложили 15-тонный G-13, который был уже в серии. Единственный экземпляр Nahkampfkanone II ныне стоит в Туне, причем орудийная маска у него стоит от G-13.
Как можно заметить, машина получилась крайне оригинальной не только конструктивно, но и внешне. Несмотря на то, что она похожа на Jagdpanzer 38 (t), экипаж которого не последовалал главному принципу танкистов, на самом деле это абсолютно самобытная разработка.
В качестве вооружения на Nahkampfkanone II использовалась 75-мм пушка 7,5 cm Panzerabwehrkanone 44 L/49 (та же пушка использовалась и на Nahkampfkanone I). Если кто-то подумал, что это немецкая пушка, тот жестоко ошибся. На самом деле, это противотанковая версия зенитки 7,5 cm Flab Kan 38 L/49, она же лицензионная версия французской Canon de 75 CA modèle 1940 Schneider (она 1940 года образца крайне условно, в разных модификациях была и до войны). Кстати, на поздних вариантах Nahkampfkanone II предполагалось ставить 73-калиберную версию, так что по ТТХ машина начинала всерьез приближаться к Panzer IV/70. Жаль, что в итоге экономика взяла верх над желанием иметь машину собственной разработки.
Машина получилась интересной везде. Взять хотя бы корпус. Например, носовая часть с чисто американской системой установки коробки передач (кстати, Wilson Vorwählgetriebe 6 скоростей вперед, одна назад, явно влияние Panzerwagen 39).
Отдельная песня - это выхлопные трубы. Таких монументальных кожухов я даже и не припомню.
Не менее оригинально Nahkampfkanone II выглядит сверху. Экипаж у машины. кстати, был из пяти человек - командира, механика-водителя, заряжающего и двух (!) наводчиков. Да-да, пушка зенитная со всеми вытекающими.
Командир сидел в командирской башенке, которая похожа на мутировавшую и разъевшуюся комбашенку Somua S-35.
В движение самоходку приводил 12-цилиндровый V-образный дизель Saurer CV1DL мощностью 300 лошадиных сил. Размещался 16-литровый мотор в кормовой части, причем надмоторная плита открывалась как огромная шкатулка. Для фиксации в открытом виде использовалась специальная штанга.
Еще более термоядерная смесь наблюдается в ходовой части САУ. Аж ТРИ школы танкостроения!
Ведущее колесо явно позаимствовано у Panzerwagen 39, а это чешская школа.
Опорные катки сделаны с оглядкой на американские танки.
Поддерживающие катки, снова Чехия.
Ленивец сделан по типу Pz.Kpfw.IV.
Трак имеет откровенно чешское происхождение, но его ширина увеличена до 49 см.
Подвеска у Nahkampfkanone II индивитуальная, но - рессорная.
Напоследок взгляд из-под днища. Днище тоже весьма неординарное.