Я продолжаю свой рассказ о советских танках. Об их долгом и трудном пути от первых, «полулицензионных» копий до могучих боевых машин, на равных боровшихся с сильнейшей армией мира – Вермахтом.
Сегодняшний мой рассказ будет посвящен незаслуженно забытой машине – истиной «рабочей лошадке» РККА до середины Великой Отечественной Войны – танке Т-26.
Впрочем, я уклонился от темы. Так вот, Карден сконструировал весьма удачную систему подвески, достаточно простую в эксплуатации.
Впрочем, я уклонился от темы. Так вот, Карден сконструировал весьма удачную систему подвески, достаточно простую в эксплуатации – балансирную, с двумя тележками по два катка и с полурессорой в качестве упругого элемента.
Объединившись с Лойдом, они создали ряд весьма неплохих машин – например, танкетку Carden-Loyd Mk.VI, ставшую основателем весьма обширного семейства танкеток по всему миру – например, советской Т-27.
На рисунке – подвеска Джона Кардена.
На фото (сверху вниз) – Carden-Loyd Mk.VI, Т-27 (без вооружения) и Carro CV 3/33.
«Марк Е» имел аж три варианта исполнения – «чистильщик окопов» с двумя пулеметными башнями Mark E Alternative A (Mk. E Type A), Mark E Alternative В (Mk. E Type В) с одной башней под 47мм пушку и «танк-истребитель» Mark E Alternative С (Mk. E Type С) со спаркой 37мм пушек в корпусе и двумя же пулеметными башнями(последний, правда, не был воплощен в металле).
На фото и рисунке – Mk. E вариант А
На фото и рисунке (сверху вниз) – Mk. E вариант В и его доработка - вариант F (финский вариант)
Но пока вернемся в СССР того же времени. К 1930 году, в случае войны РККА могла выставить «зоопарк» из пары сотен танков Т-18 (МС-1), трофеев Гражданской войны и условно-боевых Т-12/Т-24.
Потенциальные противники же, по мнению советской разведки, могли выставить только на Западном фронте примерно 500 – 1000 танков.
Такая ситуация делала вопрос разгрома РККА в гипотетической войне лишь вопросом времени. Неудивительно, что советский генералитет чувствовал себя…немного неуютно. Помножив все это опыт Первой Мировой Войны вообще, и Российской Империи в частности, необходимость в наличии даже 50 тысяч танков уже не выглядят столь абсурдными. Особенно если вспомнить реальные потери реальных бронетанковых войск РККА в приграничных округах летом 1941 года – порядка 70 – 80% машин за первые два месяца войны. И это при примерном количественном равенстве с Вермахтом по танкам и более высоком уровне подготовки РККА по сравнению с концом 20-х – началом 30-х. Но хватит лирики.
Итак, к 1929 году имевшийся на вооружении РККА танк Т-18 (МС-1) и его «производная» – Т-19 уже мало удовлетворяли военных (подробнее о них я писал в «Гремя огнем, сверкая блеском стали…Часть 1. Обр.2 и Обр.3»). Кроме этого, стало очевидным, что самостоятельно танковую гонку в Европе СССР не вы
«Презентация», если говорить современными терминами, свежекупленного В-26 (именно под таким индексом шел Mk. E Type A) состоялась зимой 1930 года на Поклонной горе. Кроме В-26, в показе принимали участие закупленные грузовики, броневик, трактора и еще пара купленных танков.
На фото – В-26 на Поклонной горе.
На рисунках – Т-19 (в верху) и Т-19 «гибридный»
Параллельно с группой Гинзбурга работала и группа ВАММ по созданию своего танка под шифром «Танк ММ» или ТММ. По сути, деньги на разработку были выделены только ВАММовцам, поэтому и работа шла успешнее. Поначалу танк должен был иметь не две огневые точки, а три – две в башнях и одна в корпусе.
Масла в огонь подлила и разведка. В январе 1931 года на стол руководства РККА легла информация о том, что Польша мало того, что ведет активные закупки Mk. E и танка Кристи («10-тонного быстроходного танка типа Кристи»), поляки могут до конца 1931 года наштамповать более 300 штук Mk. E и до 100 «средних танков типа Кристи», а еще через год – удвоить это число.
На фото – Т-26 ранних серий (то ли 1931, то ли 1932 год)
На фото – учебные пособия ВАММ
На этом я пока заканчиваю свой рассказ. В следующий раз мы поговорим о том, как развивался Т-26, машинах на его базе и о том, как воевали эти машины.