Мировые цены на бензин держатся на сравнительно низких отметках, однако доступность топлива для населения в различных странах очень разнится - к такому выводу пришли эксперты агентства Bloomberg, опубликовавшего очередной рейтинг цен на топливо в 61 стране.
В исследовании учитывалась стоимость литра бензина АИ-95 в третьем квартале текущего года.
Оказалось, что самые низкие цены на бензин в Венесуэле. Жители этой страны платят за литр бензина $0,01!Что касается России, то, несмотря на нефтедобывающий статус, она заняла восьмое место.
Мы могли бы утешить себя тем, что в некоторых странах бензин куда дороже нашего. Например, в Норвегии он стоит $1,78, в Нидерландах - $1,68 за литр. Однако утешение получится слабым.
Дело в том, что средняя зарплата в скандинавской стране - 4,4 тыс. евро, среднестатистический голландец получает в месяц 2,8 тыс. евро. Россиянин же порядка 515 евро. Так что номинальная стоимость бензина не главное. Для нас важнее доступность бензина.
По этому показателю Россия занимает лишь 33-ю строчку в рейтинге. Чтобы купить литр бензина, среднестатистический россиянин должен отдать 2,3% от своего ежедневного дохода. Доступнее всего бензин в Венесуэле, США и Саудовской Аравии. В Штатах (мы уже писали об этом) литр бензина стоит не дороже литра газировки.
И еще один критерий, также рассмотренный исследователями, - доля расходов на бензин в структуре повседневных трат. Россия по этому параметру заняла лишь 52-ю строку. В среднем отечественный водитель покупает 333 литра ежегодно, тратит на это 2,1% от зарплаты, почти на порядок больше, чем житель другой нефтедобывающей страны - Венесуэлы. В пять раз больше, чем тратит среднестатистический китаец.
Нормально ли то, что мы, граждане страны, входящей в тройку лидеров по объемам добычи черного золота, так много платим за топливо? Причем платим все поголовно, а не только автомобилисты, ведь доля транспортных расходов в цене многих товаров и продуктов доходит до 50% (к примеру, хлеба). Так что переплачиваем мы все и с каждым годом все больше - цена на бензин медленно, но верно растет, в основном из-за постоянного повышения акцизов.
Во многих развивающихся странах, скажем, в той же Венесуэле, рост цен на бензин поддерживается за счет госсубсидий. Практика полезная, только вот невозможно представить себе, что наше правительство, урезающее расходы на образование и медицину, решит последовать венесуэльскому примеру.
Борис Невис, Мир Новостей