Поздняя осень 1941 года. К Москве подступают немецкие войска. История Ульяновского и Уральского автомобильных заводов началась именно тогда: 30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС), выпускавшего трёхтонные грузовики ЗИС-5В.
Отдельные части некогда единого завода намеренно разбросали по разным точкам огромной страны — в одном городе оказалось не разместить такую махину. В Челябинск отправили кузнечнопрессовое производство, в Шадринск — автоагрегатное, в Ульяновск — автосборочное, а в Миасс перевезли литейное и автомоторное. О двух последних городах и поговорим.
Ульяновск
Под цеха будущего Ульяновского автомобильного завода спешно приспособили склады речного таможенного управления. Первые трёхтонки ЗИС-5В начали выходить зимой 1942 года. И с каким темпом! В сутки удавалось делать до 50 грузовиков. В 1944 году стало понятно, что под разрастающееся автомобильное производство нужно искать другие помещения — за рекой Свиягой началось срочное возведение новых цехов.
После войны на заводской конвейер хотели было поставить принципиально новую модель УльЗИС-253 — 3,5-тонный грузовик со своеобразным по нынешним меркам мотором — 3-цилиндровым двухтактным дизелем мощностью 83 л.с. Но... Наверху неожиданно было принято решение об освоении производства не новинки, а старой «полуторки», грузовика ГАЗ-ММ!
26 октября 1947 года после переоснащения цехов производство ГАЗ-ММ было начато. Тогда же появился отдел главного конструктора, сотрудники которого модернизировали бывший Ford AA буквально до неузнаваемости, создав модель УАЗ-300 (на фото). Однако на выпуск трёхсотого семейства средств не выделили, а в 1950-м постановили прекратить выпуск «полуторок». Автомобильный завод встал на целых четыре года. Впрочем, в 1953 году из Горького передали производство внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, что определило дальнейшую судьбу предприятия: на базе «шестьдесят девятого» создали легендарную «буханку», а позднее — семейство 469, которое дожило до наших дней под именем «Хантер».
Уже объявлено, что «Хантер» доживает последние годы — простой «железный» внедорожник держат на конвейере, пока он интересен военным. А вот «Патриот», конструкция которого тоже выросла из узлов и агрегатов «четыреста шестьдесят девятого», востребован гражданской публикой, а потому постоянно обновляется и будет обновляться дальше.
Миасс
В Миассе, согласно первоначальному распоряжению ГКО, собирать автомобили даже не планировали. Именно поэтому весной 1942 года заводом, выросшем на пустом месте, было выпущено лишь... первое поршневое кольцо для двигателя ЗИС-5. Но затем производственный ассортимент предприятия пополнили коробка передач и бензиновый мотор — всё для того же грузовика ЗИС-5.