"Вечному" ульяновскому автобусу исполнилось 60 лет. В этой связи вспоминаем захватывающие и просто любопытные факты из его биографии.
Вопрос, адресованный нашему герою о том, как здоровье и не пора ли на покой просто неуместен! Если "Буханка" продержалась стольких лет на конвейере, то еще лет 40 точно сдюжит!
Могла выглядеть иначе
Вам никогда не доводилось видеть такую странную "Буханку"?
Неудивительно – на изображении экспериментальный вариант, известный как "Сорока". Среди заметных внешних отличий от серийной машины – "нахмуренно-сморщенный" передок и покатая линия крыши.
Ездит при экстремальных температурах
"Буханка" – автомобиль неоднозначный, противоречивый. С одной стороны, его ненавидят и ругают на чем свет стоит, но с другой – выбирают для эксплуатации в тяжелых условиях, ибо альтернативу найти непросто.
Зверушка у ульяновских инженеров получилась живучая. Перед запуском в производство УАЗ-450 с разными вариантами кузова прошел серию суровых испытаний – пересек пустыню Каракумы, съездил на Памир и в Казахстан и заглянул в село Оймякон, Якутия, которое с полным правом можно называть ледяным адом. Тесты подтвердили: внедорожник способен выживать в самых экстремальных климатических условиях.
Работает по всей планете
В основу лег УАЗ-469? А вот и нет – модель появилась гораздо раньше "Козлика" и была разработана на адаптированном шасси ГАЗ-69 для облегчения производства и обслуживания. В 1959-м, спустя год после начала производства, автомобиль отправился бороздить просторы планеты – в Албанию, Сирию и Индонезию уехало 35 "санитарок". Кстати, в шестидесятых автомобилю пришлось адаптироваться к санитарной службе в условиях Крайнего Севера и Сибири: был разработан УАЗ-452АС, имевший двойное остекление, улучшенную термоизоляцию пола, крыши и боковин, а также дополнительное отопление. Еще бы – работать предстояло при температурах до -60 С, делавших работу санитарной авиации невозможной.
Ее любят в Италии
Кто возит туристов на вулкан Везувий и Этна? Правильно – УАЗ-452! Интересно, что отечественные машины ложатся в основу пожарных машин, их используют для спасательных работ, геологической разведки, а также доставки воды и продовольствия в отдаленные горные районы. Наконец, компания Schieppati построила из УАЗа кемпер Safari с кухонным блоком и туалетом.
Есть кемперы и в арсенале итальянской компании Grand Erg под названием Thule и Tundra. Кстати, совладелец Grand Erg Нино Чирани знает советские машины еще со студенческих лет, когда участвовал на них в экспедициях.
Питается от розетки
Электрическая "Буханка", представьте себе, тоже была! УАЗ-450ЭМ разработали еще в 1959 году, автомобиль имел тяговые аккумуляторные батареи, установленные под полом кузова, и предназначался для обслуживания аэродромов. На этом эксперименты не закончились. В 1974 году УАЗ и ВНИИЭМ Минэлектротехпрома создали У-131 – пять фургонов на базе УАЗ-451ДМ грузоподъемность до 500 кг. Тяговые АКБ разместили в специальной нише, что облегчало процесс зарядки. Испытания проводились на… Черкизовском мясокомбинате. Четыре года спустя ульяновцы самостоятельно разработали электрокар 451МИ с силовой установкой переменного тока. Батареи, установленные под рамой, за час заряжались на 70-75%. Кстати, на выставке в Филадельфии, США советский автобус произвел фурор!
Мечтала быть квадратной
Какой могла бы быть "Буханка"? Инженеры, терзаемые этим вопросом, в 1989 году в рамках опытно-конструкторской работы создали семейство УАЗ-3972. Построили три экземпляра санитарного фургона, но до приемочных испытаний дело так и не дошло.
Чуть не стала шестиколесной…
В один прекрасный момент нашего героя попытались превратить во внедорожный автобус. И ведь отличная была идея! В 1973 году автомобилю добавили одну ось и увеличили пассажировместимость до 16 человек. К сожалению, проект "не пошел".
…и гусеничной
На десерт, пожалуй, самое радикальное транспортное средство на базе УАЗ-452 – четырехгусеничный монстр УАЗ-490. Как ни странно, в ходе испытаний машину признали неэффективной и разработку свернули.
Ей поклоняются японцы!
В качестве эпилога сделаем небольшое лирическое отступление для тех, кто считает "Буханку" вселенским злом и автомобилем, недостойным выпускаться. Представьте себе, в Японии, стране с великой автомобильной и мотоциклетной культурой, существует этакий культ УАЗа, а местные тюнеры оформляют переднюю часть развозных грузовичков на манер российского внедорожника. Тем, кто вынужден исправлять заводские дефекты, от этого не легче, но факт довольно интересный.