В СССР не было никакого разнообразия автомобильных марок. Но многие советские водители, желая выделиться на дороге, не жалели сил на доработку и украшение машин.
Порой эти украшательства смотрелись весьма нелепо. Кроме того, визуальные «улучшения» автомобиля не всегда шли в пользу качества вождения. Из-за нелепого и опасного тюнинга случались аварии.
Усиление подвески
«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», — с таким девизом граждане СССР покупали машины. И правда, для многих важна была только утилитарная функция авто — перевозка людей и грузов. Например, уезжая в конце сезона с дачи, машину стремились набить под завязку. От этого она сильно проседала. А за недопустимый дорожный просвет можно было схлопотать весьма ощутимый штраф. Но советские водители быстро нашли выход из этой ситуации.
Чтобы приподнять заднюю часть автомобиля, народные умельцы переделывали подвеску. Чаще всего в одну стойку устанавливали две пружины. Таким образом значительно увеличивалась грузоподъёмность. Иногда ставили пружины от других автомобилей. Такой тюнинг советских автомобилей приводил к потере управляемости. Машины с переделанной ходовой часто заносило в разные стороны. А из-за смещённого центра тяжести возникали серьёзные проблемы с торможением. Всё это приводило к росту ДТП на дорогах. Но это не останавливало советских «Кулибиных» от переделок авто.
Нестандартные шины
Переделку шин можно назвать одним из самых негативных моментов того, как тюнинговали автомобили в СССР. Многие автолюбители были настоящими фанатами гоночного спорта. И конечно же, они хотели хоть немного, но приблизиться к своим кумирам. Поэтому на автомобили устанавливали кустарно сделанные широкие колёса, похожие на гоночные.
Умельцы изготавливали колёса-«разварки» из двух обычных колёсных дисков. На нестандартные «разварки» устанавливали самые обычные шины. И при вхождении в поворот на большой скорости такие шины выгибались дугой. Из-за этого машина теряла всякую управляемость. И хорошо, если она просто улетала на обочину и обходилось без жертв. В некоторых случаях любители советского тюнинга прощались с жизнями.
Украшения внутри салона
Случалось и такое, что причинами аварий становились, казалось бы, безобидные «улучшения» автомобиля. Например, установка нового набалдашника на рычаг КПП. Народные умельцы изготавливали их самостоятельно из прозрачного пластика или эпоксидных смол. Внутрь обязательно помещали какой-нибудь предмет, особенно популярны были искусственные розы. Но можно было встретить и скорпионов, и пауков, и других насекомых внутри прозрачного набалдашника. Только эти набалдашники неудобно лежали в руке и мешали нормально переключать скорости. Были и другие элементы советского тюнинга, мешавшие управлению авто.
К примеру, шторки или спойлер-решётки на заднем стекле мешали нормальному обзору. Из-за них водитель мог не увидеть едущий сзади автомобиль или задеть стоящую машину при парковке. К тому же, желая выделиться, такие шторки и решётки устанавливали все, кому не лень. В скором времени их стали называть атрибутом колхоз-тюнинга наравне с украшенными брызговиками и головами кукол на фаркопе. Полезным тюнингом салона авто можно назвать только изменённую оплётку руля. Нестандартная оплётка не давала рукам скользить и делала руль намного удобнее.
После развала Советского Союза на автомобильный рынок пришло долгожданное разнообразие, и нужда в кустарных украшениях для выделения из серой массы отпала. Но и сегодня элементы колхоз-тюнига СССР нет-нет да и можно встретить на отечественных автомобилях.