Ошибается тот, кто считает, что в Советском Союзе не было машин быстрее КГБ-шных «догонялок». Потому что выпускались единичные экземпляры, созданные специально для установления рекордов скорости. И сегодня речь пойдет именно о них.
ГАЗ-ГЛ-1
В 1938 году под руководством Евгения Агитова Горьковский Автомобильный завод подготовил гоночный автомобиль ГЛ-1.
Проект автомобиля был утвержден партией после того, как Герой Советского Союза Михаил Громов на подарочном Cord-812 разогнался до 141,565 км/ч, что было очень близким к всесоюзному рекорду. ГЛ-1 представлял собой спайдер, построенный с использованием шасси и двигателя ГАЗ-М-1. За счет новых клапанов и головки блока цилиндров, мощность была увеличена с 50 до 65 л.с. В ходе заездов в Киеве и в Москве ГЛ-1 продемонстрировал максимальную скорость на уровне 143 и 147 км/ч соответственно.«Закрытый» второй вариант ГЛ-1 был подготовлен в 1940 году, за основу была взята более мощная версия М-ки – ГАЗ-М-11. С 3.4-литрового мотора удалось снять 100 л.с., что позволило 22 сентября 1940 года разогнаться до 161,87 км/ч – это был всесоюзный рекорд того времени и всесоюзный рекорд среди довоенных машин в принципе. Планировалась и третья версия ГЛ-1, но начало Второй мировой войны отложило проект в долгий ящик, а самоубийство Евгения Агитова и вовсе поставило на нем жирный крест. В 2010 году была представлена реплика второго ГЛ-1, которая сейчас находится в музее ретро-автомобилей на Рогожском Валу в Москве.
Харьков-6
В послевоенный период советские инженеры смогли получить и подробно изучить знаменитые гоночные Auto Union, хотя о постройке скоростных автомобилей-рекордсменов почти никто не задумывался. Кроме Владимира Никитина, талантливейшего конструктора и автогонщика. Практически в одиночку, используя ходовую часть от М-1 и двигатель от «Победы», он сконструировал автомобиль, который впоследствии станет рекордсменом СССР.
Один только двигатель ГАЗ-М-20 изменился до неузнаваемости: два распредвала, два карбюратора, а главное – наличие турбонаддува! Мощность ГАЗовского мотора увеличилась почти в четыре раза. Свой стримлайнер Никитин окрестил «Харьков-6». Первая попытка установления рекорда была предпринята в 1952 году, но Владимир Константинович был не очень доволен результатом, хотя рекорд СССР побит был. Потому в следующем году на рекордный забег вышел «Харьков-6» уже с двумя турбинами. На перекрытом участке трассы Симферополь-Джанкой Никитин, в декабре 1953 года смог развить 282 км/ч, тем самым побив всесоюзный рекорд и установив новую планку для остальных. Позже, в 1955-ом, «Харьков-6» смог разогнаться до 284 км/ч, но из-за особенностей нормативной регистрации скоростных рекордов в СССР, этот результат не был официально зафиксирован.
Пионер-2М
Ответ на вызов Никитина последовал из Москвы, где в Московском городском автоклубе под руководством Ильи Тихомирова был создан автомобиль «Пионер». За основу был взят другой рекордсмен СССР – «Харьков Л-1», который являлся быстрейшим автомобилем СССР с двигателем до 350 кубических сантиметров (218 км/ч). Главным отличием «Пионера» от «Харькова Л-1» стало то, что поршневой 2-цилиндровый мотор был заменен двумя газовыми турбинами по 50 л.с. каждая. Из-за этого «Пионер» обладал огромным крутящим моментом в широком диапазоне, а также не требовал установки коробки передач.
В 1961 году состоялся первый заезд «Пионера», но желаемых результатов московский автомобиль не достиг. Поэтому в 1962 году был представлен «Пионер-2М» – модернизированная версия оригинального автомобиля, оснащенная улучшенными турбинами по 67 л.с. каждая. На поверхности высохшего соляного озера Баскунчак эта силовая установка позволила разогнаться до средней скорости в 311,4 км/ч (на километровом участке пути со стартом с хода – по международной методике). Этот рекорд в СССР официально так и не был побит. Но на то были свои причины.
ХАДИ-9
Справедливости ради, стоит отметить, что рекорд Никитина мог быть побит еще в 1954 году турбореактивным автомобилем ГАЗ-ТР, но машину разбили при попытке установления рекорда на скорости в 300 км/ч. Преимущество реактивной тяги было очевидным. Исходя из этой прописной истины был рожден ХАДИ-9 (ХАДИ – Харьковский Автомобильно-Дорожный Институт), стреловидный автомобиль с реактивным двигателем от истребителя МиГ-19. Конструктором выступил лично Никитин, а также институтские преподаватели и студенты.
Когда автомобиль был готов, создатели столкнулись с неожиданной и банальной проблемой – из-за увеличения добычи соли, единственный возможный полигон для испытания максимальной скорости, озеро Баскунчак, превратился в карьер, а взлетно-посадочные полосы аэродромов были слишком короткими для разгона до расчетной максимальной скорости (которая должна была достигать 800-1000 км/ч). По этой причине готовый к 1978 году ХАДИ-9 так ни разу и не совершил свой рекордный забег. Зато снялся в советском фильме «Скорость» в роли автомобиля «Игла-09-SR». Говорят, что во время съемок и общих испытаний в Чугуеве машину разгоняли свыше 400 км/ч, но документально это не подтверждено. Никитина неоднократно приглашали на испытания машины в Бонневиль, но тот отказывался – не было денег, а за счет американцев ехать не хотелось.
ХАДИ-13 ЭМ
Вместо постскриптума стоит добавить, что был в СССР и рекордный электрокар, который тоже принадлежит перу Владимира Никитина. Компактный стрелоподобный ХАДИ-13 ЭМ создавался параллельно ХАДИ-9, а потому наследует его черты. Кузов был выполнен из стеклопалстика, подвески всех колес – независимые, а источником тока служили 10 серебряно-цинковых батарей. Снаряженная масса составила всего 350 кг. В ходе испытаний в 1977 году, автомобиль достиг средней скорости в 161,7 км/ч, и этот результат так и не был превзойден в СССР.