В августе 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял «Постановление о системе артиллерийского вооружения Сухопутных войск РККА», в котором одной из основных задач на вторую пятилетку была указана необходимость создания быстроходных артиллерийских тракторов.
В этом же году конструкторы Научного автотракторного института (НАТИ) под руководством Вениамина Яковлевича Слонимского начали разработку нового транспортного трактора на Сталинградском тракторном заводе.
Опытный транспортный трактор СТЗ-НАТИ
***
Работы по созданию среднего артиллерийского трактора велись в течение двух лет, и в 1935 году были построены первые опытные образцы нового трактора, получившего заводской индекс СТЗ-5.
В декабре 1935 года два новых быстроходных трактора СТЗ-5 совершили успешный пробег по маршруту Сталинград – Москва, после чего началась подготовка к промышленному производству нового трактора.
Транспортный трактор СТЗ-5 был максимально унифицирован с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3, что значительно упростило производство машины.
Трактор СТЗ-3
***
Конструкция трактора СТЗ-5 рамного типа имела компоновку с передним расположением двухместной кабины над двигателем, за которой находились топливные баки и грузовая платформа.
На трактор установили четырехцилиндровый карбюраторный многотопливный двигатель М-1 мощностью 56 лошадиных сил. Двигатель агрегатировался с пятиступенчатой коробкой передач. Общий объем топливных баков - 160 литров, при этом запас хода по шоссе с прицепом составлял 145 км.
Компоновка трактора СТЗ-5
***
Надо отметить, что в 1939 году на Харьковском тракторном заводе специально для транспортного трактора СТЗ-5 был создан дизельный двигатель Д-8Т мощностью 58 лошадиных сил.
Но, в силу объективных обстоятельств, этот двигатель не был запущен в серийное производство.
Задний мост СТЗ-5 с бортовыми фрикционами и тормозами был унифицирован с трактором СТЗ-3. На картере заднего моста установили кабестан (лебедку) с тяговым усилием 4000 кгс и тросом длиной 40 м. В ходовой части быстроходного трактора были установлены обрезиненные опорные катки.
Трактор СТЗ-5 с гаубицей на прицепе
***
Серийное производство нового трактора началось в 1937 году, при этом за четыре года было выпущено 2800 тракторов СТЗ-5.
Принятый на вооружение Красной Армии, средний артиллерийский трактор СТЗ-5 буксировал артиллерийские системы массой до 3,5 тонн: от 76-мм пушек до 152-мм гаубиц со средней скоростью 15 км/ч. Максимальная скорость трактора снаряженной массой 5,8 тонн составляла 22 км/ч.
Продукция Сталинградского тракторного завода: танки Т-34 и тракторы СТЗ-5
***
После начала Великой Отечественной войны Сталинградский тракторный завод продолжил выпуск транспортных тракторов СТЗ-5.
Всего с лета 1941 года и до окончания производства в 1942 году было выпущено 6500 тракторов СТЗ-5 (в общей сложности заводом было произведено почти десять тысяч этих тракторов).