На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 609 подписчиков

Быстроходный трактор Сталинградского завода

В августе 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял «Постановление о системе артиллерийского вооружения Сухопутных войск РККА», в котором одной из основных задач на вторую пятилетку была указана необходимость создания быстроходных артиллерийских тракторов.

В этом же году конструкторы Научного автотракторного института (НАТИ) под руководством Вениамина Яковлевича Слонимского начали разработку нового транспортного трактора на Сталинградском тракторном заводе.

Опытный транспортный трактор СТЗ-НАТИ

Опытный транспортный трактор СТЗ-НАТИ

***

Работы по созданию среднего артиллерийского трактора велись в течение двух лет, и в 1935 году были построены первые опытные образцы нового трактора, получившего заводской индекс СТЗ-5.

В декабре 1935 года два новых быстроходных трактора СТЗ-5 совершили успешный пробег по маршруту Сталинград – Москва, после чего началась подготовка к промышленному производству нового трактора.

Транспортный трактор СТЗ-5 был максимально унифицирован с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3, что значительно упростило производство машины.

Трактор СТЗ-3

Трактор СТЗ-3

***

Конструкция трактора СТЗ-5 рамного типа имела компоновку с передним расположением двухместной кабины над двигателем, за которой находились топливные баки и грузовая платформа.

На трактор установили четырехцилиндровый карбюраторный многотопливный двигатель М-1 мощностью 56 лошадиных сил. Двигатель агрегатировался с пятиступенчатой коробкой передач. Общий объем топливных баков - 160 литров, при этом запас хода по шоссе с прицепом составлял 145 км.

Компоновка трактора СТЗ-5

Компоновка трактора СТЗ-5

***

Надо отметить, что в 1939 году на Харьковском тракторном заводе специально для транспортного трактора СТЗ-5 был создан дизельный двигатель Д-8Т мощностью 58 лошадиных сил.
Но, в силу объективных обстоятельств, этот двигатель не был запущен в серийное производство.

Задний мост СТЗ-5 с бортовыми фрикционами и тормозами был унифицирован с трактором СТЗ-3. На картере заднего моста установили кабестан (лебедку) с тяговым усилием 4000 кгс и тросом длиной 40 м. В ходовой части быстроходного трактора были установлены обрезиненные опорные катки.

Трактор СТЗ-5 с гаубицей на прицепе

Трактор СТЗ-5 с гаубицей на прицепе

***

Серийное производство нового трактора началось в 1937 году, при этом за четыре года было выпущено 2800 тракторов СТЗ-5.

Принятый на вооружение Красной Армии, средний артиллерийский трактор СТЗ-5 буксировал артиллерийские системы массой до 3,5 тонн: от 76-мм пушек до 152-мм гаубиц со средней скоростью 15 км/ч. Максимальная скорость трактора снаряженной массой 5,8 тонн составляла 22 км/ч.

Продукция Сталинградского тракторного завода: танки Т-34 и тракторы СТЗ-5

Продукция Сталинградского тракторного завода: танки Т-34 и тракторы СТЗ-5

***

После начала Великой Отечественной войны Сталинградский тракторный завод продолжил выпуск транспортных тракторов СТЗ-5.

Всего с лета 1941 года и до окончания производства в 1942 году было выпущено 6500 тракторов СТЗ-5 (в общей сложности заводом было произведено почти десять тысяч этих тракторов).

Источник

Картина дня

наверх