В предыдущем материале рассказывалось о танкетке Т-27. В недоработках, которые были выявлены при эксплуатации этой машины, и попытках устранения их произошло рождение нового класса малых плавающих танков как продолжение идей легкобронированного гусеничного разведывательного танка.
И в 1933 году на вооружение БТВ РККА под названием "малый плавающий танк Т-37А" была принята совершенно новая машина.
Двигатель – все тот же автомобильный "Форд-АА" как у Т-27, располагался сзади, вдоль оси танка.
Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой.
Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование — рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву.
За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой.
Как так быстро наши конструкторы смогли поставить армии новую машину?
Помогли и на этот раз коварные англичане.
Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальсы. Да-да, той самой древесины из Южной Америки, из которой через 20 лет построил свой знаменитый плот «Кон-Тики» Тур Хейердал.
Но танк ко двору Его Величества не пришелся. Поэтому фирма Vickers как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, рассчитывала на зарубежные заказы из стран "второго мира". И покупатели нашлись, пусть и не в таком количестве, как хотелось бы.
Тут надо отметить, что покупка английских танков выглядит сегодня как некая страховка. «В Англии ружья кирпичом не чистють», потому там все лучше.
На самом-то деле, когда «Викерсы» прибыли в Советский Союз, у нас уже полным ходом шли испытания образцов ТРЕХ танков данного направления, Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому говорить о том, что большинство технических решений первых отечественных плавающих танков было скопировано у «Викерса» несколько глупо. А мы и не станем уподобляться глупцам.
На деле новая машина была симбиозом трех образцов. Было решено, что танк по компоновке будет аналогичен Т-41, но с подвеской от Т-37. От «Викерса» была позаимствована плавучая часть.
Всего было изготовлено 643 радийных танка Т-37А. Для того времени — цифра!
Это был уже не просто адаптированный для танка ранцевый огнемет, а полноценный комплект, позволявший как метать огонь, так и ставить дымовую завесу, в зависимости от того, чем заправить емкости комплекта.
Химический комплект состоял из резервуара емкостью 37 литров, баллона сжатого воздуха (3 литра), редуктора, брандспойта с резиновым шлангом, зажигательным приспособлением и горелкой, трубопровода для дымопуска. Масса всей аппаратуры составляла 89 кг. При полной зарядке резервуара огнесмесью можно было произвести 15 выстрелов на дальность до 25 метров.
Брандспойт установки размешался на верхнем наклонном переднем листе корпуса справа и за счет шарнирного соединения имел углы наведения от -5 до +15 градусов по вертикали и 180 градусов по горизонтали. Для производства выстрела или дымопуска была введена ножная педаль, которая находилась у командира танка.
Вся аппаратура были изготовлена съемной, она могла устанавливаться на Т-37А с минимальными переделками. После проведения испытаний были изготовлено 75 таких танков (34 в 1935-м и 41 в 1936 годах). В документах того времени эти танки походили как "Т-37 химические". Однако эксплуатация химических Т-37А оказалась недолгой — уже в 1938 -1939 годах большая часть оборудования с них была демонтирована. По состоянию на 1 апреля 1941 года в Красной Армии числилось всего 10 Т-37 химических, из них 4 находились на складах.
Тем не менее, все три танка получили серьезные повреждения днища при ударе о воду и затонули. Поэтому дальнейшие эксперименты по сбросу на воду Т-37А были прекращены.
Боевая масса, т: 3,2
Экипаж, чел: 2
Количество выпущенных, шт: 2566
Размеры
Длина корпуса, мм: 3730
Ширина, мм: 1940
Высота, мм: 1840
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм: 8
Днище, мм: 4
Крыша корпуса, мм: 4
Лоб башни, мм: 8
Маска орудия, мм: 8
Вооружение:
Пулемёт ДТ 7,62-мм
Подвижность
Мощность двигателя, л. с: 40
Скорость по шоссе, км/ч: 40
Скорость по воде, км/ч: 6
Запас хода по шоссе, км: 230
Т-37А приняли участие в "освободительном" походе РККА в Западную Украину и Белоруссию в составе стрелковых и кавалерийских частей как машины поддержки и разведки. В эпизодических боестолкновениях с польскими войсками танки показали себя не очень. О действиях танков-амфибий в ходе польской кампании говорилось, что они, как машины разведки, не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26, которые быстроходными точно не назовешь. Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, отставали даже от пехотных подразделений.
В целом в условиях специфичного ТВД на Карельском перешейке маломощные, слабобронированные и легковооруженные плавающие танки показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнем противотанковых ружей. Почти везде танки-амфибии несли тяжелые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 танк Т-37А. Далеко не все эти машины пребывали в боевой готовности, значительное количество было в ремонте или резерве. Основная масса танков была потеряна в первый же месяц боев. Главным образом, танки бросали или подрывали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте.
Так что неудивительно, что к весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Но на Ленинградском фронте Т-37А держались достаточно долго, примерно до конца 1943 года. Там, в Ленинграде, имелась возможность ремонта машин на местных предприятиях.
На Ленинградском фронте была проведена одна из двух проведенных за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу.
Одна из двух вышеназванных операций — операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу.
Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и погибли.
Дольше всего Т-37А провоевали на Карельском фронте. К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк "для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск". Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду.
Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 — 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции.
Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.
Итог. Итог, скажем так, нерадостный. Идея была хороша. Танк получился. Но правильно применить плавающие танки удалось всего ДВА раза за 4 года войны. Из них один раз – успешно.
Увы, этого не произошло, а Свирская операция стала единственной успешной за войну.
В современных (особенно в современных) мнениях очень часто Т-37А и остальные подобные танки весьма критикуемы за тонкую броню и слабое оружие. Ну тут ничего не скажешь, какое время, такие и «эксперты».
Главное достоинство Т-37А – это умение форсировать водные преграды без посторонней помощи. Именно переплыть реку/озеро, вцепиться гусеницами в противоположный берег, поддержать пехоту огнем и броней (да, мало, но значительно лучше, чем ничего) – вот основная по моему мнению, задача малого плавающего танка.
Поэтому вместо броска через водную преграду с выходом в тыл, танки бросались в сухопутные лобовые атаки на противника. После чего довольно быстро закончились.
А когда начались именно наступательные операции, через многочисленные реки европейской части, вот тут бы и использовать амфибии, но их уже не было.
Вот такая история вроде бы слабого и в дым неудачного танка. На самом деле – вполне себе нормального, но в прямых руках и под управлением светлой головы.