В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве шоу-каров, но многие сохранились – в заводском музее или частных коллекциях. Именно в частных руках выжил и наш сегодняшний герой, чудом спасенный от пресса.
Справедливости ради и пользы для стоит заметить, что Бора – вовсе не первый необычный проект открытого вездехода с использованием «нивовских» агрегатов. Задолго до рождения ее концепции уже существовал ВАЗ-2122 Река, изначально «заказанный» как армейская машина, а за время разработки расширивший область применения своих навыков и «на гражданке». Однако жизненный путь обоих этих проектов – Реки и Боры – закончился удивительно схоже. Впрочем, не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.
Снаружи
Не пересказывая историю, скажем пару слов о том, почему этот автомобиль выглядит именно так – открыто и бесхитростно. В свое время он был задуман как легкая утилитарная машина для агропромышленных комплексов и коммунальных хозяйств. Для постройки предполагалось использовать агрегаты подержанных автомобилей завода, которым, по сути, проводили капитальный ремонт с продлением срока службы. Восстановленные двигатель и трансмиссию планировали крепить на мощной раме, а внешние панели делать из легкого и прочного пластика. Дело в этом проекте дошло до технического задания, однако дальше разработчики не продвинулись.
В начале 90-х проект оживился вновь: представитель московской фирмы «Бора-ЛТД» после посещения латиноамериканских стран увидел в них перспективный рынок для реализации открытых машин с полным приводом. С предложением о разработке подобной машины он обратился в НТЦ АвтоВАЗа, где проекту дали имя «21 Бора».
Глядя на этот образчик простоты, нельзя не сказать: конечно, Бора далеко не красавица. Винегрет из ударопрочных пластиковых панелей дополнен светотехникой от классического семейства; в пластик зашили даже мощную дугу безопасности. В щели между панелями можно просунуть не то что палец – ладонь! Однако не стоит быть слишком строгими в суждениях – ведь это прототип.
Именно этот автомобиль с заводским номером 000002 проходил полный цикл испытаний, в ходе которых были проведены оценки проходимости, управляемости, устойчивости и плавности хода. По результатам испытаний внедорожнику была дана положительная оценка, однако присутствовали и замечания, которые, впрочем, могли бы быть легко устранены в процессе доводки.
Открыв стеклопластиковый капот (он, как и на оригинальной Ниве, откидывается вперед), видишь давно знакомый всем двигатель ВАЗ-2106.
Из моторного отсека убрали запаску, повесив её на удобный кронштейн на задней части кузова. Этим обеспечили более удобный доступ к аккумулятору и заливным емкостям, хотя к приводным ремням и радиатору все равно не подобраться – мешают петли капота.
Внутри
Фотографии интерьера можно прокомментировать так же лаконично, как то, что на них изображено. Обстановка внутри – как солдатская прикроватная тумбочка: используется только по прямому назначению.
Как-то не сразу вспоминаешь, что Нива по длине меньше многих нынешних хэтчбеков В-класса. Так что схему посадки здесь стоит обозначить как 2+2: если спереди усесться можно легко, то за рослыми седоками пассажирам на галерке некуда девать ноги.
Бесхитростное водительское кресло, обитое дерматином, немного аморфное, со скудным диапазоном настроек, да и рулевая колонка стационарна. Передняя панель из твердого пластика лишилась даже бардачка, вместо которого отштамповали поручень – за него и приходится держаться пассажиру в отсутствие ремней безопасности.
Как и в Ниве, массивный рычаг коробки передач расположен далековато, педали туги, а посадка вызывает боль в спине и душе – но если вспомнить, что перед нами не внедорожник класса люкс, а рабочее транспортное средство, минусы сходят на нет. Кстати, салон хоть и сделан весьма «топорно», но имеет свои плюсы. Например, его можно мыть из шланга – если, конечно, вас не пугает близость электроприборов.
На ходу
Движет этим вездеходом обычная вазовская рядная «четверка». Звук мотора, в отличие от «классики», более громкий: сказываются не только отсутствие крыши и стеклопластиковый капот, но и прямоточная выхлопная система. При этом Бора ощутимо динамичнее обычной Нивы – этому способствуют легкая алюминиевая рама, сваренная из профилей АМГ-6М на заводе «АВИАКОР» в Самаре, и наружные панели из АБС-пластика.
Масса Боры на 200 кг меньше ВАЗ-2121, а о её подвигах на бездорожье ходит еще несколько легенд, в числе которых и рассказ об испытаниях в пустыне арабским принцем Махмудом Амери. Эту легенду мы тоже рассказали в историческом материале – а потому лучше попытаемся почувствовать себя на месте товарища Махмуда. Песков у нас под рукой, конечно, не оказалось, но несколько кругов по территории музея «Московский Транспорт», где сейчас и обитает машина, о чем-то да рассказали.
Бора уверенно шла по наледи и снегу, вздрагивая кузовом на ухабах. Вот только быстрее 50 км/ч ехать совсем не хочется… Холодный ветер и шум от выхлопной системы быстро проникают в салон, не снабженный никакими отопителями – ведь машина предназначалась для стран с теплым климатом! От вылетающей из-под колес грязи защищает только пластик кузова, капли с дворников долетают до салона…
Да, не совсем подходящая погода для теста «кабриолета». Нашему экземпляру не хватает родного тента, который исчез за долгие годы жизни автомобиля. Зато как этот «багги» рулится! Короткая база и широко расставленные по углам кузова колеса – это особое блюдо. Полноприводный карт – вот какое сравнение приходит в голову. Информативность руля, конечно, отнюдь не эталонная, но любой поворот легко превращается в аттракцион – Бора проходит их так, что хочется повторять это раз за разом, все больше увеличивая скорость. Обзор вперед и по сторонам ограничен, пожалуй, только возможностями вашего зрения (еще бы – дверей-то нет), а вот двигаться назад приходится по крошечным «классическим» зеркалам заднего вида. К ним, впрочем, привыкаешь быстро – сказываются небольшие габариты внедорожника.
История покупки
История покупки этого автомобиля началась в далеком 2006 году, когда Никите исполнилось 13 лет, и он уговаривал отца купить первую машину. В те годы Никита планировал на свои кровные купить себе Запорожец, но отец решил иначе. И кто может сказать, насколько ценным для отечественной автомобильной истории стало его решение…
Машина, которую сначала посчитали самоделкой, обитала в Набережных Челнах. Предыдущие владельцы занимались постройкой багги, затем Бора долгое время стояла в гараже с обвалившейся крышей. Родной двигатель приказал долго жить, поэтому место старого карбюраторного 1,6 занял инжекторный 1,7-литровый агрегат. На машину поставили внедорожные колеса, а также оснастили ее мощным каркасом безопасности и спортивными сиденьями.
Никита долгое время ездил на своем автомобиле по даче, активно катаясь по пересеченной местности. Так бы последняя Бора в мире и «укаталась» бы, но… Все стало на свои места, когда на одном из форумов в тюнингованном «багги» опознали уникальный внедорожник. Осмотр машины и расшифровка вин-кода подтвердили этот факт, после которого Никита начал штудировать скудную информацию о машине в Интернете и твердо решил реставрировать Бору.
Многое прояснили поездки в Тольятти и разговоры с главным конструктором проекта Евгением Соколовым. Результат трудов владельца – на наших фотографиях. И вдвойне приятно, что еще один уникальный автомобиль не ждет свой участи «под ножом автогена», а находится в заботливых руках.