Дорожное шоу в Воронеже должно продолжаться
Росавтодор решил объясниться с теми, кто вынужден пользоваться его дорогами. Он не стал объяснять, почему строительство и ремонт худших во всем цивилизованном мире дорог обходятся так дорого, а выдвинул новую версию необходимости осваивать огромные суммы.
До сих пор дорожные начальники в Российской Федерации всегда упирали на суровый российский климат и в упор не замечали аргументов о том, что во многих странах с гораздо более суровым климатом дороги - как конфетки: штат Аляска в США, например, или Исландия, не говоря уж о странах Скандинавии, они наотмашь бьют дороги России качеством и долговечностью. Бьет даже Белоруссия: в сети бродит фото границы РФ и Белоруссии, за которой российские колдобины превращаются в благоустроенное шоссе. Парадокс такого превращения подчеркивает и окружающий дорогу мир: у нас - бурьян, в Белоруссии - поля пшеницы.
Никогда и никто из российских начальников не признает, что в безобразном состоянии наших дорог виновато воровство на освоении казенных средств - оголтелое настолько, что не смущается даже очевидным присмотром спецслужб сверху и регулярными сигналами снизу.
«ЕЗДЮТ ТУТ ВСЯКИЕ…»
Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил: «Столичных коллег постоянно спрашивают: почему почти каждый год то или иное шоссе ремонтируют? Потому что по трассам интенсивность порой достигает 200 тысяч машин в сутки. И если ежегодно не перекладывать верхний слой покрытия, то дорога просто развалится под колесами автомобилей… Если мы пришли в магазин с пакетом, который рассчитан на пять килограммов продуктов, а загрузим в него десять килограммов, то ручки оборвутся».
Старовойт также сообщил, что на подобный трафик рассчитаны лишь единицы дорог по всему миру, и назвал мифом дороговизну строительства дорог в России: средняя стоимость километра однополосной дороги у нас - 59 млн рублей, а в США в пересчете на рубли - 127 миллионов, в Германии - 81 миллион, в Канаде - 163 миллиона.
В социальных сетях Роману Старовойту немедленно возразили: ручки обрываются не у сумок с продуктами для простых смертных, а у тех, которыми коррупционеры перетаскивают бабло из бюджетов в мусорные мешки и тазы в своих гаражах. А сравнивать дороги в США, Германии и Канаде, с одной стороны, и России, с другой, - ну, не смешите тапочки Евгении Васильевой, дамы сердца бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, укреплявшей нашу обороноспособность чемоданами драгоценностей.
СЧЕТЧИКИ И НАДЗИРАТЕЛИ
Хроники борьбы властей с дорожной коррупцией поражают импотенцией. Все при деле, зарплатах и премиях, а дороги продолжают зиять ямами и заплатками.
Счетная палата РФ проверила эффективность расходования средств государственного бюджета на благоустройство дорог Воронежской области и объявила, что в регионе нет ясного их планирования. Поэтому бывает, что одни и те же работы оплачиваются дважды, а бывает и так, что в отчетах освоили почти полмиллиарда рублей и сдали четыре дорожных объекта в эксплуатацию, а через несколько лет оказалось, что отчеты - липовые.
Однако результатом проверки Счетной палаты стало не обращение в прокуратуру или ФСБ, а всего лишь представление руководителю областного дорожного департамента Александру Дементьеву (а то он не в курсе!), письмо губернатору Алексею Гордееву, отчет для Госдумы и Совета Федерации. Публикации анонимных писем дорожников Воронежа о том, что после ареста Александра Трубникова коррупция на дорогах только крепчает, и скандал о сборе денег департаментом с подрядчиков на проведение губернаторского бала и финансирование хоккейного клуба «Буран» пока никаких последствий не имели, зато навсегда вписаны в историю Воронежского края и хроники суверенной клептократии.
Управление Федеральной антимонопольной службы с подачи ФСБ еще в апреле изучило коррупцию на дорогах Воронежской области и объявило о незаконной выплате авансом 85 млн рублей на строительство дорог в Богучарском, Верхнемамонском и Аннинском районах трем подрядчикам, хотя в контрактах не предполагалось никаких авансов. ФАС обложила штрафами по 200 тыс. рублей каждого из подрядчиков, а их директоров - по 20 тысяч. Еще на 60 тысяч штрафанули заместителя начальника департамента.
Областной департамент объяснил авансы сложной социально-экономической ситуацией в стране, а региональное управление ФСБ, с подачи которого возбудились антимонопольщики, ситуацию не комментировало.
В апреле же (весна - сезон уборки урожая на ремонте и строительстве дорог) администрация Воронежа отметилась контрактом на 26273000 рублей с единственным участников торгов, СМУ-90, на ремонт дорог и тротуаров Центрального района. Владелец СМУ-90 - Вардан Агаронян, уставный капитал - 10 тыс. рублей, основной профиль - общестроительные работы по возведению зданий. Как раз СМУ-90 и штрафовало управление ФАС за незаконное получение аванса. Фирма, отвечающая по своим обязательствам лишь бутылкой дорогого армянского коньяка, явно имела особые отношения с чиновниками, позволяющие получать авансом бюджетные миллионы.
Тогда же оказалось, что подрядчики сорвали гарантийный ремонт дорог в Воронеже. Должны были закончить к 18 апреля, но плохая погода им всю малину испортила, и начальники дорог пообещали закончить его в мае. А социальные сети были переполнены сообщениями о жутких дорогах Воронежа - до дюжины пробитых колес только на одной яме. Ущерб автомобилистам учету не поддается. Зато чиновники поздравили нас (или себя?), что из местного дорожного фонда в 2016 году выделят 1,3 млрд рублей, а еще Воронеж может занять у области до 235 миллионов на развитие улично-дорожной сети.
Губернатор Алексей Гордеев подпортил бочку меда ложкой дегтя и грозно объявил: «Время, когда дорожное хозяйство - откаты до 40% и возможность украсть всем и вся, закончилось (вон оно что, Михалыч, не прошло и семь лет. - авт.)… Мы будем действовать жестко». И пообещал создать черные списки нехороших подрядчиков. А черного списка чиновников, несмотря на признанные самим губернатором 40% откатов, никто создавать не собирался. И на вопрос «Кто же получал 40% от бюджетных миллиардов?» фактический ответ губернатора был: «Найти крайних невозможно». Хотя столичное ФСБ сумело найти брата шофера.
В мае победителем и единственным участником аукциона мэрии Воронежа на ремонт дорог в Железнодорожном районе за 26,7 млн рублей стала фирма СМУ-90 (шо, опять?!). А контракт в 25,6 миллиона на ремонт дорог Ленинского района выиграла фирма «Земдорстрой», тоже без альтернативы. Вы будете смеяться и вспоминать грозные речи губернатора Алексея Гордеев, но ООО «Земдорстрой» зарегистрировано в Воронеже в апреле 2013-го с уставным капиталом 10 тыс. рублей, владелец - Гурген Казарян (95%).
И в мае же яма на улице Ипподромной в Воронеже попала в хит-парад самых крутых ям России на ток-шоу федерального телеканала в рубрике «Дураки и дороги» программы «Салтыков-Щедрин» - седьмое место рейтинга самых страшных ям России. Наша яма и впрямь была знатной, набитой старыми покрышками и досками, и весьма гармонировала с 1 млрд 175 млн рублей, отведенных в дорожном фонде области на содержание и ремонт улиц Воронежа в 2016 году. Вот только название рубрики ток-шоу немного подкачало: ну какие ж они дураки?..
В июне дорожный департамент администрации Воронежа принялся искать подрядчика на нанесение за 100 дней дорожной разметки на 54 улицах за 28,8 млн рублей: середина лета, а с разметкой беда. Через 100 дней будет октябрь и зима на носу, после которой разметку надо наносить заново. В 2015-м мэрия наняла за 43 миллиона московскую фирму «Магма-1» еще в апреле, и та обещала гарантию качества разметки на пять лет, но результат был обычный, и мэрия то пугала ее судом, то расторжением контракта. Теперь требуется новая разметка за 28,8 млн рублей и на один год, и кому они пойдут под хвост, пока неизвестно. Но пойдут без сомнения: вся разметочная история воронежских дорог полна анекдотов, за которые наручники никому ни разу не надели.
Воронежская Контрольно-счетная палата проверила программу «Развитие транспортной системы Воронежа в 2014 и 2015 годах» и обнаружила завышение объемов выполненных работ и неэффективное использования 5,5 млн рублей. А латание ям на 3,5 тыс. кв. м дорог проверить невозможно: их же залили новым асфальтом. Еще 500 кв. м якобы отремонтированных ям найти вообще не удалось, но на них списали больше трети лимона. И можно поспорить насчет неэффективности - смотря для кого.
Вакханалия продолжалась и в июне: «Черноземуправтодор» заключил контракт на 229,5 млн рублей с ООО «Навастрой» на капитальный ремонт 5,7 километров федеральной трассы. Владельцы ООО - Наири Нахатакян (60%) и Верануш Нахатакян (40%). Уставный капитал - 20 тыс. рублей; самое то для освоения четверти миллиарда.
В июле областная прокуратура традиционно выявила грубые нарушения законов на капитальном ремонте, реконструкции и строительстве дорог, а группа компаний «Автодор» заключила договор с московским ООО «Автодор-Инжиниринг» (уставный капитал - 10 тыс. рублей) на 685 миллионов за работы на трассе М-4 («Дон») обхода Лосева и Павловска.
Одновременно Воронеж вошел в список 16 крупных городов, где планируется реализовать государственную программу «Безопасные и качественные дороги». Из областного дорожного фонда на строительство и ремонт дорог направят 1,822 млрд, а из бюджета области добавят на доброе дело 1,37 млрд рублей.
Больше трех миллиардов предстоит освоить - есть где развернуться.
НЕДОГЛЯДЕЛИ
Окна моей квартиры выходят на шестиполосную дорогу на Антонова-Овсеенко. Когда-то здесь была убогая двухполосная дорога, а потом построили просторную и качественную, но вышло нехорошо: она стала демонстрацией того, что строительство и ремонт остальных дорог - источник чьей-то постоянной наживы. Дорога на Антонова-Овсеенко остается новенькой даже после града, а другие зимней оттепели и дождей не выдержали. Включая статусный Московский проспект, по которому наносят визиты в Воронеж крупные боссы: проспект похож на лоскутное одеяло, и денег на лоскуты осваивают немеряно.
Единственный недостаток дороги на Антонова-Овсеенко - выезд с нее на Московский проспект напоминает фразу из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: «…щель такую узкую, что один легко вооруженный воин мог бы задержать здесь сорок тысяч варваров, подкрепленных двумя осадными башнями». Три полосы здесь сходятся в одну, ее периодически заляпывают асфальтом, но ямы там растут, как сорняки. К тому же съездов с дороги в сторону Северного микрорайона нет, на четырех километрах до бульвара Победы есть лишь три проселочные грунтовки, которые можно было б использовать в качестве полигона для западных автоконцернов: лучших колдобин для испытаний своих машин им не найти. Жителям окрестных многоэтажек, дворы которых забиты автомобилями, как шпротами, ехать на работу приходится, выезжая на московскую трассу, умножая ее поток, и на ней разворачиваться обратно в город.
В дискуссиях об убогом качестве воронежских дорог часто возникает ливневка. Некоторые считают, что главная причина разрушения дорог - отсутствие нормальной ливневки. Но дорога на Антонова-Овсеенко опровергает такое мнение: дождям не удается покрыть ее язвами, хотя ливневкой и здесь не пахнет. У авторынка и под мостом у развязки на 9 Января после дождей непременно возникают озера, заторы и аварии.
Дорогу можно считать категорическим опровержением аргументов и заявлений объединенной дорожной группировки, хотя и упирается она обоими концами в убогость российской жизни, тяжело отравленной коррупцией.