На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 609 подписчиков

Редчайший горбатый "Запорожец" ЗАЗ-965

Мысли о покупке легендарного "горбатого" ЗАЗ-965 уже давно витали в моей голове. Причем это обязательно должна была быть какая-то супер-редкая версия "Запорожца", ибо банальные 965А и даже экспортные "Ялты" особого интереса не представляют — их много и они повсюду.

В идеале, конечно же, хотелось найти почтовый ЗАЗ-965С с правым рулем, но, по всей видимости, до наших дней не сохранился ни один экземпляр.

Номером два в списке желаний стоял ранний 965 первых выпусков, с характерными "каплями" на передних крыльях.

Вот она — мечта всех коллекционеров Запорожцев
Вот она — мечта всех коллекционеров Запорожцев

Такие автомобили встречаются чаще, но почти все, что я видел — были в удручающем состоянии и неважной комплектности. Однако, удача все же нам улыбнулась.

В один из теплых сентябрьских деньков я отдыхал за городом и, от нечего делать, решил полистать доску объявлений на одном популярном сайте. В списке предложений — один современный ширпотреб, но каким-то случайным образом сюда затесалось объявление о продаже "Горбатого". Подано оно было всего несколько минут назад: парочка не очень качественных фото из темного гаража и сухое описание без какой-либо конкретики.

Однако, уже по первому снимку я понял — это ранний 965, причем со всеми его характерными атрибутами. Тут же хватаю телефон и звоню продавцу — узнаю о состоянии и наличии документов и сразу же предлагаю "забронировать" раритет за мной. Человек на другом конце провода отвечает отказом, сообщая, что ему идет шквал звонков со всех областей Украины и он отдаст авто тому, кто первый приедет с деньгами.

Как видно по фото — комплектность у машины очень хорошая
Как видно по фото — комплектность у машины очень хорошая

Но вот проблемка — я нахожусь в 300 км от Киева, а сама машина — в Черниговской области, 120 километров севернее столицы. Набираю Илью, с которым мы снимаем проект "Капсула времени" и вот уже через полчаса он мчится в сторону Чернигова, за редчайшим 965-м из первых партий.

А дальше все банально — оставили задаток и через пару дней эвакуатором забрали автомобиль в Киев, где он теперь стоит в ожидании комплексной реставрации.

На пути к новому дому. В нагрузку с машиной мы получили 5 деревянных ящиков (еще совдеповских) с запасными частями, причем там было много новых деталей. Процесс разбора всего этого добра — на видео внизу статьи
На пути к новому дому. В нагрузку с машиной мы получили 5 деревянных ящиков (еще совдеповских) с запасными частями, причем там было много новых деталей. Процесс разбора всего этого добра — на видео внизу статьи

Итак, мы имеем ЗАЗ-965, выпущенный в самом начале 1961 года. Судя по записям, которые мне удалось обнаружить в книге отгрузок Запорожского автомобильного завода "Коммунар", данный автомобиль был реализован 17 февраля 1961 года через магазин 932 организации Киевкульспорт в столице УССР. Номер кузова — 1373, номер шасси — 601280.

Подкапотная табличка и номер кузова выбитый спереди
Подкапотная табличка и номер кузова выбитый спереди
Для 1961 года — состояние вполне неплохое
Для 1961 года — состояние вполне неплохое

На момент своего появления в 1960 году "Запорожец" стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб.

По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, "Запорожец" можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Доброе лицо горбатого
Доброе лицо горбатого
Ранний капот радует глаз
Ранний капот радует глаз

Машина всю жизнь пребывала в руках одного единственного владельца, который, в меру своих возможностей и умений, сохранил этого "Горбика" до наших дней. Человек этот был очень рукастый, что видно по самодельным "ушкам" на воздухозаборниках и сложной системе дополнительного охлаждения масла на крыше авто.

Творчество местного кулибина
Творчество местного кулибина
Как вам багажник на крыше, который одновременно является контуром системы охлаждения масла!
Как вам багажник на крыше, который одновременно является контуром системы охлаждения масла!

Как я уже написал выше, на автомобиле сохранились практически все специфические детали, которые устанавливались на 965-е самых ранних выпусков (примерно 1500-2000 первых машин, сошедших с конвейера).

Знаменитые капли указателей поворотов и родной ключик зажигания
Знаменитые капли указателей поворотов и родной ключик зажигания

Прежде всего — это "капли" указателей поворотов на передних крыльях (сами крылья — с другим радиусом кривизны): очень большая редкость по нынешним временам. Не меньший интерес представляют оригинальные воздухоприемные накладки на боковинах кузова. Спереди — надпись "Запорожець", увенчанная в конце зигзагообразным росчерком в виде молнии. Алюминиевые ободки дверной рамки стыкуются не под замком форточки, а посередине задней стойки двери.

Последний раз машина проходила техосмотр в 1993-м году. Резина стоит еще советская
Последний раз машина проходила техосмотр в 1993-м году. Резина стоит еще советская

По капотом здесь стоит двигатель МеМЗ-965 (с воздушным охлаждением) рабочим объемом 746 "кубиков" и мощностью всего 23 л.с. Ранний мотор легко узнать по двум болтам крепления клапанной крышки. С таким агрегатом максимальная скорость машины составляла 90 км/ч, а контрольный расход топлива — 6,5 л/100 км.

МеМЗ-965 мощностью 23 л.с.
МеМЗ-965 мощностью 23 л.с.
Только на самые первые Запорожцы ставился капот с прорезями полукругом, а также массивный дюралевый корпус фонаря подсветки номерного знака (ФП-111-3717000)
Только на самые первые Запорожцы ставился капот с прорезями полукругом, а также массивный дюралевый корпус фонаря подсветки номерного знака (ФП-111-3717000)

В салоне сразу же заметна напольная педаль газа и отсутствие штепсельной розетки под торпедой.
Зеркало заднего вида — небольшое, прямоугольной формы со скругленными краями.

Механизм открывания дверей не имеет поворотной ручки, вместо нее используется ручка-задвижка и ременная петля для захлопывания дверей.

Приборка — уже от поздней модели
Приборка — уже от поздней модели
А это уже оригинальный щиток приборок, найденный при разборе одного из ящиков с запчастями — подробнее на видео
А это уже оригинальный щиток приборок, найденный при разборе одного из ящиков с запчастями — подробнее на видео
Передние сиденья — без механизма раскладывания спинки
Передние сиденья — без механизма раскладывания спинки

Обивка кресел — полностью тканевая, без дермантиновых вставок: на данном экземпляре она отлично сохранилась. Рисунок ткани ("домик") отличается от последующих выпусков ("ромбик").

А вот дверные карты — наоборот, должны быть полностью из дерматина, в цвет кузова. Здесь, правда, они не сохранились — наклеена пленка.

Напольная педаль газа
Напольная педаль газа
На заднем диване — килограммы пыли, но обивка сохранилась отлично
На заднем диване — килограммы пыли, но обивка сохранилась отлично

Примечательно, что на этом "Запорожце" стоял поздний щиток приборов от модели 965А, в котором имеется указатель температуры масла и счетчик пробега имеет 6 цифр.

К нашей огромной радости, в одном из ящиков с запчастями мы обнаружили родной щиток приборов КП-210 с контрольными лампами аварийного давления и аварийной температуры масла. Корпус щитка изготовлен из черной пластмассы и окрашен в бежевый цвет. Это все есть в видеоролике внизу статьи.

Багажник — очень компактный: почти весь его объем занимает бензобак, запасное колесо и аккумулятор
Багажник — очень компактный: почти весь его объем занимает бензобак, запасное колесо и аккумулятор
Машина почти вся в родной краске. Сохранилась даже заводская бумажная бирка с названием эмали, правда все надписи выцвели
Машина почти вся в родной краске. Сохранилась даже заводская бумажная бирка с названием эмали, правда все надписи выцвели

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх