В ходе экспедиции «Land Rover - Открывая Россию» выясняем, зачем Демидовы наклонили невьянскую башню, и сколько богатств хранилось в ее подземельях
Демидовская империя уникальное явление в российском государстве. У них была своя полиция и вооруженная охрана, органы дознания и разведка, геологи и первопроходцы.
Местные власти в 18 веке не имели права вмешиваться в делаДемидовых, а подчинялись уральские промышленники и рудокопы исключительно императрицам. Предприимчивость и самостоятельность в действиях позволили Демидовым выстроить десятки заводов и вывести государство в крупнейшего поставщика железа на мировые рынки. Столица промышленной империи находилась в Невьянске в заводоуправлении первого демидовского завода.Сюда мы проделали путь по асфальтовым дорогам. Однако российские дороги, да еще на Урале, это тоже испытание не из легких. Конечно, к весне не встречается больших ям, дорожники успели многое подлатать, но вот волны и колея от большегрузов попадаются нередко. Двигаться в колонне с большой скоростью это еще та проверка для машины.
Под капотом Discovery Sport стоит 2,2-литровый дизельный двигатель и 9-ступенчатая автоматическая коробка. Тандем получился экономичным и по трассе мы расходовали примерно 6 л. солярки. Тяги 150-сильного агрегата хватало, чтобы неплохо выстрелить с 80 км/ч в коротком кармане. Однако при пришпоривании коробка, любящая подолгу зависать на высоких скоростях, сбрасывает две, а то и четыре передачи вниз, что оборачивается задержкой. Поэтому, чтобы не терять в кикдауне драгоценных секунд, лучше заранее в мануальном режиме выставить четвертую скоростную передачу и выскакивать на встречку в динамичном режиме трансмиссии.
Спортивный режим прописан в программаторе Terrain Response. В нем меняется отклик акселератора, коробка уже не лезет вверх за экономией. В общем, самое то для движения в колонне.
Строительство металлургических заводов в 18 веке было не легким делом. Сначала возводилась плотина, перегораживающая реку для образования озера с высоким давлением воды, которая по отводным каналам падала на колеса и приводила в действие промышленные механизмы и станки. К таким колесам подключали тяжелые кузнечные молоты и прокатные станы для производства листового железа. До появления паровых машин одна плотина и несколько водяных колес питали энергией цеха и кузницы заводов.
На Невьянском заводе есть старая башня. Строение имеет колокола, однако к церкви не имеет никакого отношения. Это башня считалась штаб-квартиройДемидовых. Здесь же находилась их арестантская камера и потайная комната с печью для выплавки серебра. Башня построена по новой для тех времен технологии, а именно с использованием каркаса из чугунных арматур, закрытых каменной кладкой. Их концы до сих пор высовываются из торцов стен. В итоге, башня получила монолитную прочность и когда из-за просевшего грунта она покосилась в сторону, то строители решили ничего не менять и просто оставили ее в таком положении. Укрепив грунт, они вывели верхнюю часть башни по перпендикуляру к земле и выправили верхушку. В итоге, получилась не падающая башня, как в Пизе, а изогнутая. По преданиям Демидовы чеканили здесь серебряную монету.
Империя Демидовых насчитывала несколько десятков заводов. В 19 веке потомкивеликих промышленников поделили их между собой. Часть была продана, а треть промышленного кулака так и оставалась в ведении оной из ветвей рода. Потомки Демидовых продолжали добычу и выплавку металла вплоть до революции.
В Нижнем Тагиле есть один бывший демидовский завод, сохранившийся почти без изменений с конца 19 века. Туда мы и отправились на Land Rover Discovery Sport. Я сидел уже сзади. Откинув спинку сиденья, как в автобусе, я немного вздремнул, переваривая впечатления. Кроссовер плавно шел по асфальту и на заднем диване можно проводить время часами.
Индустриализация 30-х годов обошла Нижнетагильский комбинат стороной и он считался резервным, то есть под снос, вплоть до конца 90-х, когда здесь прекратилась выплавка металла. Сейчас энтузиасты превратили завод в первый промышленный музей. Здесь все еще стоит плотина, поддерживающая воду возерах, и пресловутые водяные колеса для кузнечных молотов и прокатных станов.
От доменной печи 18 века отказались давно и только стенка в полсажени толщиной напоминает о ее истории. Ну а рядом, в конце 19 века выстроена новая домна, проработавшая больше сотни лет.
Энтузиасты решили, что негоже пропадать добру в центре города и устроили первый промышленный музей, где собирается оборудование всех эпох и уральского региона.
Сейчас многие демидовские месторождения уже истощились. Ведется новая разведка залежей руды и заводы перебираются ближе к добытчикам. Уралменяется, но производство не останавливается и регион переживает новый подъем. И так же как в демидовскую эпоху, в свете международной обстановки это, скорее всего, процесс опять на долгие столетия.
Владимир ГАВРИЛОВ