На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 622 подписчика

70 лет «Победы»: история ГАЗ-М-20

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Победа». Расскажем, как машина, которую изначально забраковал Сталин, сумела превзойти все, что до нее выпускал отечественный автопром

Сталинградская битва, окончившаяся 2 февраля 1943 года, стала переломным этапом не только военных действий Великой Отечественной, но и истории отечественных легковых автомобилей.

Следующий день после окончания этого величайшего сражения оказался, по сути, днем рождения нового автомобиля: 3 февраля 1943 г. на совещании в Наркомсредмаше конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, среди которых была и ГАЗ-25 «Родина».

Это был принципиально иной автомобиль, не имевший ничего общего со всем, что выпускалось советским автопромом ранее. Машина создавалась по эскизам художника Вениамина Семенова. Однако сама концепция нового автомобиля была предложена художником НАМИ Владимиром Армяновым еще в 1940 году. По его замыслам машина имела индекс ГАЗ-11-80, имела трехдверный кузов купе, и под капотом у нее должен был стоять 6-цилиндровый, 78-сильный двигатель.

Так или иначе, но первый прототип автомобиля был построен к 27-й годовщине Октябрьской революции, 6 ноября 1944 года. Как и задумывалось, машина имела понтонный кузов, а под капотом стоял 6-цилиндровый двигатель. Спустя два месяца был построен второй прототип, но уже с менее мощным мотором, который получил маркировку ГАЗ-М-20.

19 июня 1945 года в Кремле состоялся показ обоих автомобиле высшему руководству страны. По легенде, первое, что не устроило Сталина при осмотре автомобилей, было название. «Почем собираетесь Родиной торговать?» – спросил он у создателей автомобиля.

Конструкторы смутились, но тут же было предложено другое название, которое потом и вошло в историю отечественного автомобилестроения, – «Победа». Впрочем, это легенда, а вот что не устроило вождя в реальности, так это то, что под капотом ГАЗ-М-25 стоял 6-цилиндровый двигатель. По его мнению, такой мотор делал автомобиль слишком шикарным и фактически уравнивал его с ЗИС-110.

На фото слева направо: Л.В. Косткин, А.Д. Просвирин, В.И. Борисов, А.М. Кригер и А.А. Липгарт.

В итоге ГАЗ-М-25 был забракован, а вот ГАЗ-М-20 с «четверкой» под капотом был утвержден. При этом, прежде чем окончательно одобрить автомобиль, Сталин поинтересовался, есть ли у этого мотора резервы для модернизации, и лишь убедившись в этом, принял судьбоносное решение.

Спустя год машины начали сходить с конвейера. Автомобиль был настоящей победой над старой автомобильной школой. Он имел двухобъемный несущий кузов без выступающих элементов, независимую переднюю подвеску, 12-вольтовое оборудование, гидравлические тормоза и даже часы с автозаводом. Переднее сиденье снабжалось регулировкой, а салон украшала имитация карельской березы.

Однако в 1948 году, когда уже было выпущено пять с небольшим тысяч автомобилей, их выпуск был приостановлен в связи с массовыми недостатками: сказывалась технологическая сложность производства, наложившаяся на беспрецедентно короткое время запуска в серию. Недостатков было действительно немало, причем и серьезных, и несколько надуманных.Так, высокие военные начальники были недовольны тем, что не могли сидеть на заднем диване в папахе, поскольку упирались ею в потолок. Спустя три месяца, после устранения всех недочетов, машину вновь пригнали на высокий суд в Москву, где уже сам Сталин, поерзав на заднем сиденье, дал добро на продолжение выпуска автомобиля.

Глубокая модернизация коснулась не только заметных деталей, но практически всего автомобиля. К примеру, была модернизирована технология производства кузова: на него теперь тратилось меньше олова. Салон обзавелся отопителем, а двери – дополнительными уплотнителями. Коробка передач получила синхронизаторы, а ручка переключения передач переехала на рулевую колонку. Подумали на заводе и о машинах, отправляемых в районы с тропическим климатом. В частности, на них устанавливались иные термостаты. И «Победа» начала свое триумфальное шествие, да так эффектно, что спустя два года Польша купила у Советского Союза лицензию на производство ГАЗ-М-20 и производила их в разных вариациях под собственным названием «Варшава» вплоть до 1973 года.

Не меньше модификаций ГАЗ-М-20 сходило и с конвейера Горьковского автозавода. К примеру, за все время производства «Победы» только машин такси было выпущено порядка 37,5 тыс. ГАЗ-М-20А отличались наличием шашечек на борту, дешевой и, что немаловажно, легко моющейся дерматиновой обивкой сидений, а также зеленым огоньком за лобовым стеклом.

Выпускал завод и кабриолеты – ГАЗ-М-20Б. Ради придания кузову дополнительной жесткости потребовалось внести в конструкцию дополнительные силовые элементы, в связи с чем машина, несмотря на отсутствие металлической крыши, потяжелела на 35 кг. Матерчатый же верх, натягиваемый на поперечные дуги, до поры хранился на полке за задним сиденьем.

Была «Победа» и в модификации кареты скорой помощи. Но выпускалась она не на заводе. Специализированный автомобиль перекраивали из серийных машин в мастерских Мосздравотдела, где вместо целикового сиденья второго ряда устанавливали разрезное. Его спинки при необходимости складывались, и тогда в машину через крышку багажника проталкивались носилки с больным. К интересной особенности можно отнести то, что рост больного не должен был превышать 180 см, иначе он бы не поместился на носилки и, соответственно, в машину.

В 1954 году свет увидели три первых полноприводных ГАЗ-М-72. Машина была симбиозом легковой ГАЗ-М-20 и ГАЗ-69. От обычной «Победы» она отличалась внушительным клиренсом в 350 мм, вездеходной резиной, а также передними крыльями с заниженными колесными арками и щитками, прикрывающими задние колеса. Последнее было сделано, чтобы на бездорожье машина меньше пачкалась. Формально это уже была не «Победа». В серию машина пошла в 1955 году, а в 1956-м свет увидела ее модернизированная версия ГАЗ-М-72Б с двигателем увеличенной до 65 л.с. мощности.

В том же году вышел ГАЗ-М-20Г. Автомобиль выпустили всего в двух экземплярах для КГБ. Внешне он мало отличался от обычной «Победы», зато под капотом здесь стоял 6-цилиндровый 90-сильный двигатель с автоматической коробкой. Автомобиль преследования спокойно мог разогнаться до 130 км/ч и выше.

Были и такие «Победы», которые выпускались в единственном экземпляре. Так, в 1948 году был создан ГАЗ-30. Разрабатывалась эта машина совместно с НАМИ, однако до серийного производства так и не дошла. Седаны тогда были не в чести.

Не менее интересна «Победа» ГАЗ-26. От серийных автомобилей ее отличала вставка между передней и задней дверью. Но эта была не вариация не тему правительственного лимузина, а всего лишь лаборатория на колесах. На этом автомобиле проходили испытания узлы и агрегаты будущего ЗИМ (ГАЗ-12).

Всего с 1946 по 1958 год с конвейера завода сошло 235 999 автомобилей. «Победа» заставила всерьез заговорить о советском автопроме не только в странах соцлагеря, которые остро нуждались в недорогих и комфортабельных автомобилях, но и на Западе.

Лестные отзывы шли об автомобиле со всего света, и в первую очередь все поражались исключительной выносливости этого автомобиля. Немудрено, что некоторые экземпляры без проблем дожили до наших времен.

Помимо гражданских и машин специального назначения, «Победа»  так же была востребована и в спорте. Обтекаемая аэродинамическая форма машины позволила без особых доработок построить в 1950 году автомобиль ГАЗ «Победа-Спорт» для заездов на среднюю скорость.

Позже доведенная до ума с точки зрения аэродинамики и мощности двигателя машина установила всесоюзные рекорды скорости на дистанциях 50,100 и 300 км, пройдя эти участки со средней скоростью в 159,9, 161,2 и 147,2 км/ч. 

 Олег Славин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх