На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 608 подписчиков

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3)

В начале 1970-х годов, наряду с танком «Леопард-2», предназначенным для замены «Леопарда-1», велись работы по крайне оригинальной конструкции, условно называвшейся «Леопард-3». Разработку безбашенного танка, вооруженного двумя пушками, возглавлял инженер фирмы МаК Вольфганг Матос.
Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Испытания двух прототипов танка VT1 (нем.

Versuchstrager 1) начались в 1972 году и продолжались несколько лет. В ходе испытаний выяснилась практическая невозможность прицельной стрельбы на ходу, поскольку выстрел из одного орудия приводил к уходу танка с траектории и танк, таким образом, двигался при стрельбе зигзагами. Точность стрельбы с места была выше, чем у башенных танков, так, стандартная мишень НАТО размером 2.3х2.3 м поражалась с первого выстрела с вероятностью 90%.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Программа разработки танка «Леопард-3» была прекращена в 1976 году, однако в начале 1980-х реанимирована в связи с разработкой концепции «Panzer-90». В настоящее время все работы в рамках этой программы свернуты, поскольку ставка сделана на дальнейшую модернизацию конструкции танка «Леопард-2». Ряд ведущих деятелей немецкого танкостроения в середине 1980-х годов, с одной стороны, считали «Леопард-2» лучшим в мире, а с другой – не видели в его конструкции никаких резервов для совершенствования, почему и обратились к отвергнутому проекту безбашенного танка «Леопард-3». Возможно в это время и появились два новых прототипа, также оставшиеся на уровне опытных образцов, на которых уширили базу (танк стал почти квадратным), а орудия сместили ближе к линии симметрии корпуса. Этими мерами удалось частично уменьшить разворачивающий момент при стрельбе.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Ходовая часть танка «Леопард-3» была спроектирована на базе шасси танка МВТ-70 с гидропневматической подвеской, укороченного на один опорный каток (пять вместо шести). Установка форсированного с 1500 л. с. до 2000 л. с. дизельного двигателя МВ873Ка-500 при массе танка 38 т позволила получить очень высокую удельную мощность – 52,5 л.с./т. Оба прототипа были изготовлены из обычной, а не броневой, стали. На танке VT1-1 у обеих пушек были установлены автоматические механизмы заряжания, в то время как на VT1-2 одно орудие обслуживалось вручную, а на другом стоял автомат заряжания, подобное решение было вызвано тем, что для автомата заряжания орудия Rh-120 не удалось изготовить "зеркальный" вариант. Двигатель VT1-2 дополнительно форсировали до 2200 л. с.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Места командира и наводчика располагались слева от оси танка; у обоих установлены перископические прицелы PERI R12 фирмы Цейсс. На первой машине VT1-1 были установлены две 105-мм нарезных пушки L7, на второй – VT1-2 – два 120-мм гладкоствольных орудия Rh-120. Орудия были оснащены стабилизаторами в вертикальной плоскости и не имели даже минимальных углов наведения в горизонтальной плоскости, оси каналов стволов пересекались на дальности 1500 м.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Судя по всему, на выбор немецкими конструкторами столь оригинальной компоновочной схемы повлиял успех в 1960-х годах шведского танка Strv-103. Шведам впервые удалось реализовать концепцию безбашенного танка в крупносерийной машине, остававшейся основным танком шведской армии более тридцати лет. При этом немецкие конструкторы предпочли схему с двумя орудиями одного калибра, которая ранее применялась только на советских опытных танках (если не принимать в расчет английские танки Первой мировой), позволявшую резко увеличить массу залпа и вероятность поражения цели с первого выстрела. При этом от вертикального наведения при помощи подвески было решено отказаться в пользу традиционного механизма, и немцам удалось создать машину даже более лёгкую, при вдвое более мощном вооружении.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

В результате немецкая конструкция унаследовала большинство недостатков шведской и приобрела новые - два орудия, разнесённые по бортам корпуса, создавали при стрельбе существенный разворачивающий момент (этой проблемы можно было избежать, разместив орудия вплотную к диаметральной плоскости, но этому препятствовали автоматы заряжания), применение традиционных механизмов вертикального наведения увеличило общую высоту силуэта машины (хотя она всё равно оставалась ниже большинства основных боевых танков), часть функций наводчика в силу избранной компоновки был вынужден брать на себя механик-водитель, при этом взаимодействие его с наводчиком в боевой обстановке было организовать весьма непросто (у шведов эти задачи решал один человек). Фактически немцы создали мощную САУ-истребитель танков, не вполне приспособленную для решения задач, возлагаемых на современный основной боевой танк.

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Тактико-технические характеристики / ТТХ

Классификация Средний танк
Компоновочная схема безбашенная
Экипаж, чел. 3
Калибр и марка пушки 2×120-мм (гладкоствольные) Rh-120; 2×105-мм (нарезные) L7
Тип пушки Гладкоствольная и нарезная
Тип двигателя MTU MB 803 Ra-500
Мощность двигателя, л. с. 1500, (2175 кратковременно)
Скорость по шоссе, км/ч 70
Тип подвески гидропневматическая (англ.)русск.
Боевая масса, т 38
Годы производства 1972
Годы эксплуатации не эксплуатировался
Количество выпущенных, шт. 2
Ширина корпуса, мм 3540
Высота, мм 2040
Удельная мощность, л. с./т 52,5
Длина корпуса, мм 9060

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты

Альтернативный проект

Уже в 2000-х годах фирма Краус-Маффей (нем. Kraus Maffei) предложила под тем же индексом альтернативный проект. Предполагалось, что танк будет вооружен новой 140-мм гладкоствольной пушкой, установленной в необитаемой полностью автоматизированной башне. При этом конструкция бронекорпуса и ходовой напоминала пропорционально увеличенную БМП "Мардер", а в конструкции башни явно прослеживались некоторые технические решения, примененные ранее французскими конструкторами на танке AMX-13. Вес боевой машины должен был составить около 50 тонн, а конструкция башни должна была допускать установку в качестве альтернативного вооружения 120-мм гладкоствольной или 105-мм нарезной пушек с соответствующими автоматами заряжания.

В целом весь проект очень напоминал переразмеренный лёгкий танк-"переросток" вроде австрийского "Кирасира", и в общем неудивительно, что он был отвергнут немецкими военными, поскольку перспективы его успешной реализации были более чем сомнительны.

Конечно нельзя не упомянуть основной боевой танк Швеции под индексом STRV-103, известный также под обозначением «S», он представляет особый интерес, ведь на нем впервые в мировой истории танкостроения были применены достаточно интересные конструктивные решения, в частности – установка двух разнотипных двигателей – дизельного и газотурбинного, отсутствие башни, неподвижная относительно всего корпуса танка пушка с наводкой на цель с помощью поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование – основное для жизненно важных узлов и экипажа и вспомогательное для второстепенных механизмов. Экипаж шведского танка состоял из 3 человек. Танк массово производился с 1966 по 1971 год, в 1990-х годах был снят с вооружения и заменен на немецкие танки «Леопард-2».

Двухпушечный безбашенный танк VT1 (Леопард 3) МАШИНОСТРОЕНИЕ, война, германия, история, танки, факты
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх