Когда-то суда на воздушной подушке всерьез называли транспортом будущего, ведь они способны уверенно ехать как по земле, так и по воде. Увы, из-за дороговизны обслуживания и сложности управления дни «хаверкрафтов» так и не настали. Но это не повод не вспомнить о том, какими они были, есть и какими, возможно, будут.
SR-N1
Хотя концепция судна на воздушной подушке была озвучена еще в 18 веке, а ходовые образцы построены до Великой Отечественной войны (советским конструктором Владимиром Левковым), первым «классическим» судном на воздушной подушке стал SR-N1 Кристофера Кокерелла. Патент был зарегистрирован в 1955 году, а первые ходовые испытания прошли в конце мая 1959-ого.
Самым успешным коммерческим судном на воздушной подушке является SR-N4. Было построено шесть экземпляров этой модели, и одному из них, SR-N4 Mk.III Princess Anne, принадлежит рекорд пересечения Ла-Манша – 22 минуты. Существовало три спецификации SR-N4, самая крупная из которых, Mk.III (на фото), вмещала 60 автомобилей и 418 пассажиров. Силовая установка – это четыре газотурбинных двигателя Rolls-Royce Proteus.
СВП-10 «Кайман»
Но не все коммерческие «хаверкрафты» такие огромные, как SR-N4. Например, в России можно приобрести компактный СВП-10, оснащенный стеклопластиковым кузовом и двумя двигателями, которые позволяют разгоняться до 100 км/ч по снегу. В стандартном исполнении «Кайман» может принять на борт 10 пассажиров. Что немаловажно – его можно свободно приобрести прямо сейчас по цене от 3 300 000 рублей.
«Зубр»
А вот этого зверя даже с консервации не купишь. Десантный корабль проекта 12332 «Зубр» является самым большим судном на воздушной подушке в мире и состоит на вооружении трех стран. Силовая установка представлена пятью газотурбинными двигателями мощностью 10 тысяч лошадиных сил каждый. Максимальная скорость хода – около 110 км/ч. «Зубр» способен принять на борт три боевых танка или 10 бронетранспортеров со 140 бойцами десанта. Или дакаровский МАЗ.
UH-19D
В 1995 году на судне UH-19D, прозванном Jenny II, американец Боб Уиндт разогнался до 137,4 км/ч, тем самым установив мировой рекорд для подобного рода транспорта. Максимальная скорость была зафиксирована на реке Дуэро в Португалии представителями Книги Гиннеса в ходе Мирового первенства судов на воздушной подушке.
UH-12R Racer
А вот обычное гоночное судно на воздушной подушке (выступающее в так называемом классе Formula 1 Hovercraft) – UH-12R Racer, которое выпускается американской фирмой Universal Hovercraft. Легкое судно ценится гонщиками за мощные двигатели (шаговые моторы – вплоть до 150 сил), идеальную развесовку и высокую максимальную скорость (до 125 км/ч).
UH-19XRW Hoverwing
Этому образцу компании Universal Hovercraft осталось покорить лишь стихию огня – воду и воздух он уже покорил. Благодаря использованию граунд-эффекта и наличию крыльев, 19XRW Hoverwing способен летать, пускай и на небольшой высоте. При этом лицензия пилота для управления машиной не требуется, по классификации она проходит как судно. Приобрести летающее судно можно по цене от 180 тысяч долларов. В стоимость включен краткий обучающий курс управления этой диковинной техникой.
Моду на «хаверкрафты» в 21 веке пытается вернуть американская компания Mercier-Jones, которая в 2015 году представила эскизы современного судна на воздушной подушке. По заявлениям компании, Supercraft отличается высочайшей маневренностью и первоклассным комфортом. Кузов изготовлен из углепластика, а силовая установка представлена тремя электромоторами, генератором для которых выступает малокубатурный бензиновый двигатель.
Одна из самых странных машин на воздушной подушке, о которой мы рассказывали. По дорогам общего пользования прототип перемещался на обычных колесах, а на бездорожье и воде – на воздушной прослойке. Несмотря на эффективность разработки, машине попросту не нашли применение, поэтому работы над проектом быстро свернули.
А ведь военное судно на воздушной подушке могло быть в СССР еще до Великой Отечественной войны! Проект был разработан на Московском авиационном заводе № 84 в 1937 году, но дальше макета в масштабе 1:4 он не продвинулся. В движение 8.5-тонный танк должен был приводиться двумя 9-цилиндровыми авиационными моторами по 725 сил каждый и развивать до 125 км/ч. Однако машину сошли излишне инновационной и сложной.
Пока компании пытаются создать парящий скейтборд Марти МакФлая, Мэтт Риз из США создал вполне себе парящий DeLorean. Работу над проектом он начал будучи еще студентом, немалую помощь в этом оказала платформа Kickstarter, где удалось собрать 5644 доллара. Ну а 10 августа 2012 года DeLorean совершил свой публичный дебют. Для любителей классики: не волнуйтесь, ни один DeLorean при постройке не пострадал. И да, Мэтт с радостью построит такой автомобиль и для вас.