На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 609 подписчиков

"Отставить полный вперед!" - почему "копейка" могла быть переднеприводной

Интересно вспоминал бы сегодня хоть кто-то про FIAT 124, если итальянцы ловко не впарили свой заднеприводной седан Советскому Союзу? Несмотря на титул автомобиль года 124-й, еще при жизни поругивали за консерватизм конструкции и слишком сдержанный внешний облик.

Знаменитый итальянский дизайнер и инженер Данте Джакоза в своей книге “40 лет дизайна в FIAT” увлекательно рассказывает как 124-й по пути к конвейеру чуть не стал переднеприводным хэтчбеком…

Данте Джакоза fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Данте Джакоза

27 сентября 1963 года на стол Данте Джакозы, главного конструктора FIAT, лег конверт с пометкой «конфиденциально» — техзадание от высшего руководства компании на разработку нового автомобиля.

Документ, надо сказать, прелюбопытный. И сегодня, когда грифа «секретно» на нем нет, мы можем привести его содержимое.

FIAT 1300 (1961-1966) считается непосредственным предшественником 124-го fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

FIAT 1300 (1961-1966) считается непосредственным предшественником 124-го

«Сменщик модели 1200 (мотор серии 103) должен отличаться современными линиями кузова и более просторным салоном. Однако совершенно очевидно — организация производства нового двигателя и трансмиссии потребуют громадных инвестиций, что может помешать и без того сложным планам по модернизации завода “Мирафьори”. Наиболее простым и наименее затратным решением в таком случае будет доработка имеющейся платформы модели 1300 с использованием ее подвески и коробки передач, увеличение колесной базы на 5-6 см и установка нового двигателя серии 124. При этом новая модель должна весить на 70 кг легче предшественника, а суммарная стоимость всех компонентов должна быть на 100 тысяч лир меньше, нежели у Fiat 1300».

Не нравятся мне ваши расчеты, синьоры… fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Не нравятся мне ваши расчеты, синьоры…

Если вчитаться в эти строчки внимательно, становится понятно — новую машину итальянцы собирались построить малой кровью. Сами посудите — берем за основу старенькую, но проверенную платформу, немного наращиваем габариты, ставим свежий мотор и украшаем все это другими кузовными панелями. Кушать подано!

И это при том, что середина 60-х в европейcком автопроме — время больших перемен: новые технологии, новые материалы, а главное — новый взгляд на вопросы компоновки. Получалось, пока англичане и французы вовсю двигали в массы передний привод, FIAT предпочитал отсиживаться на старом багаже.

Проект FIAT 123E1 со временем превратится в серийный Autobianchi Primula fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Проект FIAT 123E1 со временем превратится в серийный Autobianchi Primula

Главному конструктору туринского автогиганта все это, конечно, не слишком нравилось. Данте Джакоза, навсегда вошедший в историю автомобиля как один из создателей легендарного Fiat 500, в то время считался главным в Италии апологетом переднего привода. Собственно при его активном участии создали прототип Fiat 123 E1 с передними ведущими, поперечно расположенным мотором и разноразмерными приводными валами.

А вот собственно и она сама… fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

А вот собственно и она сама…

Впоследствии эти наработки легли в основу серийной Autobianchi Primula — первой переднеприводной модели концерна FIAT. Надо сказать, «Аутобьянки» традиционно стоили чуть дороже аналогичных по размеру «Фиатов», но на них частенько обкатывались оригинальные технологические решения.

Что ж, эксперимент с передним приводом удался — «Примула» зацвела. Автомобиль весьма радушно приняли публика и пресса. На волне успеха Джакоза продолжил эксперименты с проектом 123. Причем его последняя инкарнация — E4, четырехдверный, переднеприводный седан, — как казалось Данте, станет достойным сменщиком и давно пережившей свой век модели 1200 Granluce, и разве только чуть более современному Fiat 1300. Но на самом верху решили иначе.

К своему переднеприводному будущему 124-й максимально близко подошел на прототипе FIAT 123E4. Да-да, 'копейка' 'жигулей' могла выглядеть именно так… fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

К своему переднеприводному будущему 124-й максимально близко подошел на прототипе FIAT 123E4. Да-да, 'копейка' 'жигулей' могла выглядеть именно так…

Умудренный опытом Джакоза, конечно, не стал открыто спорить с начальством, а решил действовать хитрее. Первые предложения по модели Fiat 124, получившей цифровое обозначение по индексу нового двигателя, Данте представил на суд высшего фиатовского жюри, включая президента Витторио Валетту, в конце декабря 1963-го. Колесную базу по сравнению с донорским Fiat 1300 удлинили на 5 см, колею расширили на 4 см. Все в точном соответствии с инструкцией сверху. Правда, во время обсуждения макета итальянское «политбюро» распорядилось еще немного увеличить габариты, кроме того, все окончательно сошлись на использовании трансмиссии от модели Fiat 1300. И тут же Джакоза начал бомбардировать начальство соображениями на счет перспектив, вернее — их отсутствия, заднеприводной концепции.

Один из заключительных вариантов 124-го. Ручки дверей уже серийные, клыки на бампере — нет fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Один из заключительных вариантов 124-го. Ручки дверей уже серийные, клыки на бампере — нет

— Машина очень быстро потеряет привлекательность для покупателей, — взывал к разуму Валетты и Ко умудренный сединами инженер. — Ее консервативная конструкция может устареть еще до того, как машина встанет на конвейер!

Напротив, Данте всячески нахваливал проект 123 E4 («Подождите немного, в марте будут готовы первые ездовые прототипы»!), приводя в качестве аргументов солидные потребительские преимущества модели. Скажем, по простору салона 123-й на равных соперничал с престижной 6-цилиндровой моделью Fiat 1800 и при этом весил всего 750 кг.

Традиционная заднеприводная схема серийного 124-го. Обратите внимание на тормозные диски по кругу fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Традиционная заднеприводная схема серийного 124-го. Обратите внимание на тормозные диски по кругу

Аргументы Джакозы выслушивались с неизменным интересом, но и только. Резкие смены курса — это вообще не стиль фиатовского руководства. Вот и сейчас Валетта решил оставить все как есть…
А вскоре в руководстве туринской компании грянули кадровые изменения.

Начальником Automobile Technical Office, занимавшегося разработкой серийных моделей, назначили Оскара Монтабоне, а Джакоза в большей степени сосредоточился на работе с перспективными моделями и концептами. Монтабоне, в отличие от Джакозы, не стал заморачиваться досужими измышлениями о том, что классический привод уже отживает свое в массовом сегменте, а просто принялся за дело.

В итоге получилось то, что получилось. Вот он классический во всех смыслах FIAT 124 fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

В итоге получилось то, что получилось. Вот он классический во всех смыслах FIAT 124

Кстати, над проектом модели 124, кроме его группы, параллельно трудилась и другая инженерная команда под началом Адольфо Мессори. Мы же говорили, что в плане эффективности рабочих процессов и путанной субординации FIAT середины прошлого века — это натуральный балаган.

Впрочем, капиталистическое соревнование в конечном итоге пошло проекту на пользу. Более удачным из двух конкурирующих прототипов признали автомобиль Монтабоне, зато с машины Мессори на серийный вариант Fiat 124 перекочевала задняя пружинная подвеска — легкая, комфортабельная и драйверская. И вообще, несмотря на весь скепсис Джакозы, 124-й получался далеко не таким уж отсталым.

К делу, конечно, не относится, но любопытная картинка. Взгляните как выглядела поздняя версия 124-го для североамериканского рынка со стандартизированными фарами и противоударными бамперами. Ужас ведь! fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

К делу, конечно, не относится, но любопытная картинка. Взгляните как выглядела поздняя версия 124-го для североамериканского рынка со стандартизированными фарами и противоударными бамперами. Ужас ведь!

Четырехцилиндровый рядный 1,2-литровый мотор, сконструированный Аурелио Лампреди, создателем знаменитых гоночных двигателей Ferrari и Alfa Romeo, развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин и максимальный крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин. Для гоночных подвигов, конечно, маловато, но 20 секунд до сотни у бюджетной модели середины 60-х — это очень даже ничего.

К тому же компактные размеры мотора даже при продольном расположении позволили минимизировать свесы кузова, а щедрая прибавка к колесной базе и колее помогли скроить весьма просторный интерьер. При длине чуть больше четырех метров 124-й получил широкие боковые двери и, что важнее, вполне вместительный для четверых взрослых салон. Небольшие колесные ниши одновременно облегчили посадку и добавили пространства в ногах сидящих спереди. Сравнительно крупный объем багажника обеспечило вертикальное расположение 36-литрового бензобака и запасного колеса.

FIAT 124 с интересом изучают советские товарищи. 'Москвич', загрустивший на заднем плане, кажется все уже понимает… fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

FIAT 124 с интересом изучают советские товарищи. 'Москвич', загрустивший на заднем плане, кажется все уже понимает…

Удачное сочетание высокой плавности хода и достаточно острой управляемости — заслуга пружинной задней подвески с реактивной трубой. Для середины 60-х — отнюдь не выбор по умолчанию, да и прежние модели «Фиата» довольствовались рессорами. Отметим также дисковые тормоза по кругу и удачный, лаконичный и чистый, дизайн, разработанный специалистами центра стиля FIAT.

Иными словами, задумывавшаяся как бюджетная модель на старом багаже, 124-й по факту получился созданной чуть ли не с чистого листа машиной. Если не считать передних фар от модели 850 и коробки передач от Fiat 1300, во всем остальном автомобиль оказался совершенно новым. Да, новичок был заднеприводным, но для надежности это даже неплохо. Ведь ресурс тех же ШРУСов в ту пору заметно уступал нынешним показателям.

Первый ВАЗ сильнее отличается от 124-го чем принято думать… И, кстати, далеко не в худшую сторону… fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Первый ВАЗ сильнее отличается от 124-го чем принято думать… И, кстати, далеко не в худшую сторону…

Аккуратный и миловидный седан впервые представили на Женевском автосалоне в марте 1966-го, а спустя некоторое время жюри конкурса Европейский автомобиль года присудило 124-му первый приз. Впрочем, главная победа машины датируется другим числом — 15 августа 1966 года. Именно в тот день Министерство внешней торговли CCCР и FIAT подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки автомобиля и сборочного предприятия в Тольятти.

Эта и следующие фотографии наглядно демонстрируют, что искусство рекламной фотографии во времена СССР находилось в зачаточном состоянии )))

Эта и следующие фотографии наглядно демонстрируют, что искусство рекламной фотографии во времена СССР находилось в зачаточном состоянии ))) fiat, fiat 124, авто, автоистория, автомобили, ваз, ваз 2101, жигули

Источник

Картина дня

наверх