Когда мы впервые решили назвать лучших автомобильных дизайнеров в мире за всю историю автопромышленности, то нам показалось что это легкая задача. Но составив список из десяти имен, мы поняли, что выделить небольшое количество людей из тысячи которые занимались автомобильным дизайном на протяжении более 100 лет, невозможно. По большой части каждый дизайнер, который работал в той или иной автомобильной компании внес свой уникальный личный вклад в развитие автопромышленности. Поэтому выделить лучших, из огромного количества специалистов, очень не простая задача. Но мы попытались.
Конечно, наш рейтинг дизайнеров в автопромышленности не может быть исчерпывающим. Мы попытались из огромного количества легендарных конструкторов, дизайнеров и инженеров из автопромышленности выделить 25 человек, чьи работы оказали на весь автомобильный мир наиболее важное влияние, и которые впечатлили своим мировоззрением и взглядом на будущий мир автомобильной отрасли.
Часть I: Франция
Дизайн автомобилей до начала Второй мировой войны был погружен во Французскую культуру. Дизайнеры во всем мире, в том числе и Американские, в то время чувствовали выгоду от "Парижской атмосферы".
Национальность: Француз
Активные годы деятельности : 1910-1940 гг.
Значимые работы: 1912 Turcat Méry, 1922 Hispano-Suiza Type H6B Skiff Torpedo
В первой четверти 20 века в автопромышленности еще никто не знал, как должен правильно выглядеть автомобиль. Именно поэтому первые автомобили были не похожи друг на друга и производились с необычным дизайном. Дизайнер Анри Лабурде стал первым в мире человеком, который возможно создал в 1912 году действительно первый в мире по настоящемукрасивый автомобиль.
Национальность: Француз
Активные годы деятельности : 1930-е годы
Значимые работы: 1937 Delage Aero Coupe, 1937 Peugeot Type 402 Eclipse и 1938 Bentley “Embiricos”
Этот автомобильный дизайнер стал первым в мире конструктором, который сделал интеграцию научных аэродинамических исследований в красивый дизайн. Стоматолог по образованию, Паулин сделал несколько конструкций Peugeot, в том числе четырехдверный седан. Также он создал модель Bentley “Embiricos”, которая не раз участвовала в 24-часовых гонках Ле-Мана и становилась победителем.
К сожалению, карьера мастера была прервана во время Второй мировой войны, когда Германские нацисты расстреляли его за участие в подпольной организации "Французское сопротивление".
Часть II: Автомобильный дизайн превращается в массовое искусство
К концу 20-х годов 20 века автомобильный дизайн начал превращаться из индивидуального ремесла в промышленное значение. В истории автопромышленности есть даже официальная дата, когда индивидуальное искусство автомобильного дизайна прекратило свое существование, перейдя в коллективное промышленное развитие. Это 23 июня 1927 года. Именно в этот день Альфред П. Слоун-младший организовал отдельный дизайнерский отдел компании, который возглавил дизайнер Харли Эрл. General Mototrs стала первой в мире компанией, которая организовала, свой собственный отдел дизайна. Сегодня в наши дни все автомобильные компании имеют такие отделы, в которых работают тысячи дизайнеров. Конечно, с того времени, когда GM создала свое собственное дизайнерское бюро, многие изменилось. Изменились принципы, инструменты и подходу к проектированию автомобилей. Но, тем не менее, цель дизайнерских бюро остается той тоже. Делать красивые автомобили. Ведь если компания делает красивый дизайн, это позволяет продавать больше новых автомобилей.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1910-1950гг.
Значимые работы: 1938 Buick Y-Job и 1951 General Motors Le Sabre concept
Дизайнер Эрл и в наши дни до сих пор является лидером корпоративного дизайна и, безусловно, останется на долгие годы важной личностью в автопромышленности. Ведь не шутка, возглавляя дизайнерский отдел компании General Motors, дизайнер был ответственный за выпуск с 1927 по 1958 года 55 млн. автомобилей.
Во время своей тридцатилетний карьеры в компании General Motors Эрл брал и увольнял множество известных во всем мире автомобильных дизайнеров. Эрл был большим ассимилятором дизайнерских идей, которые он брал из Европейских источников. Множество автомобилей были созданы благодаря команде дизайнеров, которых собрал Эрл в своем отделе.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1930-1980гг.
Значимые работы: 1938 Cadillac 60 Special, 1941 Cadillac line и 1963 Buick Riviera
Конструкция автомобилей, которые разработал дизайнер, Митчелл имели скульптурную форму и имели большие "плавники", множество хромированных безделушек и боковые треугольные ветровые стекла.
Автомобили мастера отличались экстравагантностью и роскошностью. Примечательно что дизайн многих транспортных средств даже вдохновил дизайнеров при проектировании Lamborghini Miura.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1930-1970гг.
Значимые работы: 1955 Chrysler 300, 1955 VW Karmann Ghia coupe
Как отличный и талантливый художник Вирджил Экснер вошел в автомобильный бизнес GM в 1934 году, став главой дизайн студии Pontiac.
Позднее дизайнер стал вице-президентом отдела дизайна компании Chrysler. Здесь он работал с Carrozzeria Ghia, чтобы добиться снижение себестоимости автомобилей без ущерба дизайну.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1920-1960гг.
Значимые работы: 1936 Cord 810 и 1937 Cord 812, 1956 Lincoln Continental Mark II
Гордон Бьюриг работал под руководством Харли Эрл в компании GM. К сожалению, многие его работы не были оценены в компании. К примеру, концепт-кар решеткой радиатора линии на котором не вертикальные, а горизонтальные. Но его идеи подхватили другие автомобильные дизайнеры конкурирующих марок, выпустив множество серийных автомобилей с такой необычной для того времени передней решеткой.
Помимо этого другие автомобильные компании взяли идеи Гордона Бьюрига, убрав с автомобилей молдинги с окон и подножки по бокам кузова.
Позднее мастер работал в компании Форд.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1930-1940гг.
Значимые работы: 1932 Ford Model Y, 1937 Ford, 1939-1949 Mercury
Еще один знаменитый выпускник "школы дизайна GM", который создал в 30-х годах знаменитые наклонные боковые решетки на кузове 1932 Ford Model Y. Такая же решетка позднее, также появилась и на Citroën Traction Avant.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1940-1980гг.
Значимые работы: Packard, 1984 Jeep Cherokee
Как и многие Американские дизайнеры в то время, Тиг закончил школу Арт-дизайна и начал свою карьеру в компании GM. Но в 1951 году он вернулся в свой родной штат Калифорния, для того чтобы начать работу иллюстратором в компании Packard. Но незадолго до краха автомобильной компании Тиг вернулся в Детройт, где продолжил свою карьеру в компании Chrysler. Этот дизайнер прославился одним из лучших дизайнеров, которые проектировали стиль внедорожников. Тиг создал классический дизайн легендарных внедорожников Jeep Cherokee.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1930-1970гг.
Значимые работы: 1947 Cisitalia 202, Ghia Supersonic series, 1963 Chrysler Turbine car
Джовани Савонуци практически создал новый "язык дизайна" в автопромышленности, который долгие годы выделял все Итальянские автомобили. Так первые спроектированные машины мастера имели линию капота ниже, чем передние крылья. Помимо Итальянских автомобилей, Джовани помогал другим автомобильным маркам проектировать такие машины как Volvo P1800 и VW Karmann Ghia.
Позднее дизайнер работал в компании Chrysler, где создал массу экстремальных автомобилей. Затем после ухода из Chrysler, художник продолжил свою карьеру в компании Фиат в качестве технического консультанта.
Несмотря на свою малоизвестность, Джовани Савонуци является одним из самых важных дизайнеров за всю историю автопромышленности.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1950-1970гг.
Значимые работы: 1962 Triumph Spitfire, 1961 BMW Neue Klasse
Джованни Микелотти занимает ключевую позицию в мире автопромышленности. За свою карьеру дизайнер создал массу красивых и потрясающих автомобилей, начиная от Fiat 1100S и заканчивая несколькими культовыми Ferrari. Кроме того Джованни Микелотти создавал автомобили для таких компаний как BMW, BMC, Daihatsu, DAF и Fiat.
Самой успешной машиной для мастера стала модель Triumph Spitfire. Автомобиль сочетал в себе строгие Британские традиции в Итальянском стиле, одновременно с недорогой стоимостью. Именно это и сделало автомобиль популярным во всем мире. Примечательно, что этот дизайнер был первым в мире Итальянским мастером дизайна, который начал работать на Японские автомобильные марки.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1930-1960гг.
Значимые работы: 1931 Cadillac V-16, наиболее ранние Феррари, в том числе 1958 Ferrari 250 GT Cabriolet
Баттиста Фарина стал настолько известным под прозвищем "Pinin" ("Коротышка"), что Итальянское Правительство позволило ему в 1960 году изменить фамилию на Пининфарина, которую носят его предки в наши дни. Его творения всегда былиэлегантно сдержаны, выражали классицизм, который и стал визитной карточкой великого дизайнерского дома. За 84 года своей жизни Пининфарина нанял в свою дизайн-студию множество талантливых автомобильных дизайнеров.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1930-1990гг.
Значимые работы: 1954 Alfa Romeo Giulietta Sprint, 1966 Lamborghini Miura, 1970 Lancia Stratos Zero
Нуччио Бертоне находится на истории автопромышленности на другом «полюсе мира» автомобильного дизайна. Дело в том, что на самом деле Бертоне не являлся дизайнером, в том смысле, что он никогда не делал эскизы и визуализированные полноразмерные макеты автомобилей. Но, как и Американский дизайнер Харли Эрл, Нуччио Бертоне знал куда направить творческих людей, чтобы получать результаты, которые он хотел видеть. Бертоне был очень открытым человеком. Он позволял своим дизайнерам полную свободу мышления. Три дизайнера из нашего рейтинга работали на Нуччио Бертоне. Самое замечательное, что те, кто работал под его руководством, получили самое важное признание, благодаря красивым работам. К сожалению уйдя из дизайн-студии Бертоне, дизайнеры, хотя и делали красивые работы, уже не могли похвастаться огромным успехом.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1950-1970гг.
Значимые работы: 1953-1955 Alfa Romeo B.A.T. series, 1959 Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale, 1963 Lamborghini 350 GTV
Скальоне был чрезвычайно влиятельным дизайнером, но был, к сожалению, по достоинству оценен только недавно. Нуччио Бертоне обнаружил, что Скальоне является мастером инстинктивной аэродинамики. К примеру, благодаря его дизайну 2,0-литровая Alfa Romeo Sportiva в кузове купе была также быстра, как и 3,0-литровый Mercedes 300SL. Самое удивительное, что Альфа-Ромео имела только 138 л.с. К сожалению, великий мастер при жизни так и не обрел славу, которую заслуживал.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1960г.-н.в.
Значимые работы: 1966 Lamborghini Miura, 1970 Lancia Stratos Zero, 1971 Lancia Stratos HF, 1972 Lamborghini Countach, 1972 BMW 5 Series, 1982 Citroën BX
Марчелло Гандини является творческим автором и имеет огромное количество разработанных транспортных средств, в том числе и вертолетов. За свою жизнь мастер создал великое множество Немецких, Французских и Японских автомобилей. Он создал бестселлеры вечных соперников на автомобильном рынке - Citroën и Renault.
Марчело создавал как ультрамодные автомобили, так и ультрадешевые. Некоторые его работы до сих пор находятся на конвейере.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1960-2010гг.
Значимые работы: 1967 Ferrari Dino 206 GT, 1968 Ferrari 365 GTB4 Daytona, 1973 Ferrari Dino 246 GTS, 1975 Ferrari 308 GTB
После завершения своей сольной карьеры, в которой Леонардо Фиораванти пытался добиться собственного личного призвания в области дизайна, мастер пришел работать в Pininfarina. В тот момент ему было всего 26 лет. В этой компании он проработал 24 года. За эти годы он добился многого. Стал главным директором по дизайну компании Pininfarina и создал некоторые знаковые модели Феррари, в том числе, такие как Daytona, Dino, Berlinetta Boxer, и 308 GTB. Также мастер стал для таких марок как Peugeot, Lancia и Alfa Romeo спасителем, создав для этих компаний множество красивых автомобилей. Помимо этого Леонардо запатентовал множество личных изобретений. К примеру, поворотный откидной вверх автомобиля, который используется на Ferrari 575 Superamerica и Renault Wind.
Национальность: Итальянец
Активные годы деятельности : 1960г.-н.в.
Значимые работы: 1963 Iso Grifo, 1974 Volkswagen Golf
Джуджаро один из самых плодовитых автомобильных дизайнеров мира. Как однажды заявил Джуджаро, "Я работал для всех, но теперь я работаю только для того чтобы сделатьавтомобили Хонда самыми красивыми". В настоящий момент талант мастера принадлежит компании Ауди.
Часть IV: Пусть всегда будет Англия
Англия является родиной самых экстремальных изменений в автомобильном мире. На каждый великолепный Jaguar XK-E есть три или необычных четыре эквивалента. На каждыйRange Rover существует десятки нелепых автомобилей Austin, которые по ширине больше, чем в высоту.
Так, что Британские автомобили внесли в историю автомобильного мира свой уникальный вклад.
Национальность: Англичанин
Активные годы деятельности : 1930-1970гг.
Значимые работы: 1935 SS Jaguar Airline Saloon, 1948 Jaguar XK120, 1968 Jaguar XJ6 sedan
Двойные передние фары, появившись в 1968 году, до сих пор используются в наши дни автомобильными дизайнерами.
Лион имел железную волю, железный кулак и тонкую эстетическую чувствительность. Эти сочетания качеств, среди автомобильных дизайнеров очень редки. Наверное, благодаря этому, под руководством Лиона на свет появился легендарныйJaguar E-type.
Национальность: Англичанин
Активные годы деятельности : 1950-1980гг.
Значимые работы: 1970 Range Rover, 1963 Rover P6, 1976 Rover SD1
Дизайнер Баше переработал на свой лад работы Спенсера Кинга и изменил механические концепции Гордона, чтобы сделать элегантный кантри-внедорожник 1970 Range Rover. Этот автомобиль стал популярным во всем мире. Этим внедорожником владели разные слои населения, начиная от простых фермеров и заканчивая членами Королевской семьи.
Эта машина и по сей день остается одной из самых красивых (в классе внедорожников) в мире.
Часть V: Австрия - страна незамеченных героев
Австро-Венгерская империя произвела много легендарных автомобильных инженеров (Фердинанд Порше и Ганс Ледвинки), но среди автомобильных мастеров дизайна известен только один - Эрвин Коменда.
Национальность: Австриец
Активные годы деятельности : 1920-1960гг.
Значимые работы: 1938 Volkswagen Berlin-Rome racer, 1947 Cisitalia GP, 1948 Porsche 356
Как вы думаете, чья заслуга кроме Фердинанда Порше, чтоавтомобили Порше стали популярны во всем мире? Традиционно считается, что великолепные спортивные автомобили и роскошные внедорожники Порше это заслуга одного человека Фердинанда Порше. Конечно отчасти, это так. Подумайте только. Легендарная модель Порше 911 выпускается более 50 лет. Это не просто заслуга Фердинанда. Это великое достижение потрясающего инженера. Но помимо этого есть еще один человек, который внес бесценный вклад в развитие марки Порше. Им был Австрийский дизайнер Эрвин Коменда. Именно он создал дизайн Porsche 356 и Porsche 911.
Часть VI: Современные мастера
Два недавно ушедшие в отставку руководители дизайн-студий оказали свое мощное влияние на мировую автопромышленность, а также были наставниками великих мастеров автомобильного дизайна.
Национальность: Немец
Активные годы деятельности : 1950-1990гг.
Значимые работы: 1989 Mercedes-Benz SL
Будучи ребенком, Сакко был в восторге от Немецких игрушечных электропоездов Märklin. Именно это детское увлечение переросло в любовь к транспортным средствам. Его карьера началась в Carrozzeria Ghia, но с самого начала пределом его мечтаний была компания Мерседес. В начале 50-х годов Сакко все-таки удалось устроиться на работу в Мерседес (в научно-исследовательский отдел). Но позднее благодаря своему таланту он дослужился до начальника конструкторского отдела Мерседес. Вместе со своими коллегами с того времени он курировал дизайн всех моделей Мерседес, в том числе и грузовых, которые считались для компании основой финансовой стабильности.
Как и другие автомобильные дизайнеры, Сакко собрал в своем отделе множество великих мастеров дизайна, которые сегодня работают по всему миру в различных компаниях. К примеру, в его отделе начинал нынешний глава отдела дизайна автомобилей Порше.
Национальность: Француз
Активные годы деятельности : 1960-2000гг.
Значимые работы: Ford Cargo truck, 1993 Renault Twingo, 1996 Renault Scénic
Благодаря Патрику Ле Кеману автомобили Рено приобрели свою популярность на мировом авторынке. Для того чтобы создать новый стиль автомобилей Рено, с "социалистическим стилем", Патрик взял в свою команду художников из десяти стран. Сегодня большинство Французских дизайнеров прямо и косвенно до сих пор пользуются теми стандартами, которые установил Патрик при создании конструкции автомобилей. Так дизайнеры таких марок как Peugeot и Citroen, если присмотреться к новым автомобилям, и по сей день применяют контуры кузовов, которые придумал Патрик.
Часть VII: Будущий Зал Славы дизайнеров
К сожалению, современные дизайнеры имеют меньше творческой свободы в отличие от своих учителей. Современный дизайн в автопромышленности отныне загнан в строгие, узкие рамки. Теперь все подчиняется бизнес модели автомобильных корпораций. Именно поэтому современным дизайнерам очень тяжело завоевать известность и добиться чего-то выдающегося. Но, тем не менее, в будущем в любом случае многие автомобильные художники будут вписаны висторию автомобильной промышленности. Ниже вы сможете увидеть, кто претендует в будущем на звание самых влиятельных и значимых дизайнеров современности.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1980г.-н.в.
Значимые работы: 1995 VW Concept One, 1995 Audi TT concept, 2005 Chrysler 300
Дизайнер Фриман Томас в наши дни является ведущим карикатуристом в автомобильной промышленности. Его крошечные эскизы вдохновили на создание автомобильными марками таких моделей, как Audi TT, наVolkswagen New Beetle, и Chrysler 300. Первой его серьезной работой стал проект в компании Porsche. Это было именно то место, которое пьянила молодого дизайнера, так как он был влюблен в бренд Порше. Позже художник возглавил компанию Chrysler Pacifica. Затем работал в Ford Motor Company, а также открыл новую дизайн-студию в родной Калифорнии.
Национальность: Бразилец
Активные годы деятельности : 1990г.-н.в.
Значимые работы: 2002 Bentley Continental GT
Пирес всю свою карьеру проработал в компании Volkswagen Group. В настоящий момент он является начальником отдела перспективного проектирования Ауди. Ранее он проектировалBentley Continental. Свою карьеру Пирес начал штатным дизайнером в Skoda, где проектировал, как внешний стиль, так и внутренний интерьер автомобилей. Примечательно, что дизайнер работал, как и в нишевом, так и в более роскошном сегменте автомобилей, и причем всегда успешно.
Национальность: Немец
Активные годы деятельности : 1990г.-н.в.
Значимые работы: 1997 Mercedes-Benz A-Class, 1998 Mercedes-Benz SLK, 2015 Porsche 918 Spyder
Совершенно новый дизайн Порше, который учитывает все предыдущие стили гоночных автомобилей марки и закладывает перспективу на будущее. Отличная работа.
Свою карьеру Михаэль Мауэр начал в 1995 в компании Mercedes-Benz. В 1998 году художник начинает работать в качестве директора по дизайну в компании Saab. В 2004 году он переходит работать в Porsche в качестве главного дизайнера, где он отвечает за такие модели как гибридную Порше 918 и за последнюю ( и следующую) модель Порше 911.
Национальность: Американец
Активные годы деятельности : 1990г.-н.в.
Значимые работы: 1998 Volkswagen New Beetle, 2002 Pontiac Solstice, 2006 Mazda Kabura concept, 2012 Tesla Model S
Франц фон Хольцхаузен работает под руководством Элона Маска, как 80 лет назад работал Харли Эрл. Будет ли компания Tesla реальным игроком на мировом автомобильном рынке, конечно, покажет время. Если компания сможет закрепиться в мировой автопромышленности и стать мировым игроком, то, безусловно, Франц фон Хольцхаузен, который спроектировалпервую модель Tesla S, претендует чтобы стать ключевым дизайнером в мировой истории автомобильного мира в будущие 25 лет 21 века.