Чуть больше, чем в сотне километров от Нижнего Новгорода, и примерно в четырёхстах километрах от Москвы, расположился старинный город Арзамас. Несомненно, Арзамас интересен и многовековой историей (ему почти пятьсот лет), и памятниками истории и архитектуры, а также как крупный религиозный центр — но сегодня разговор пойдёт совсем не об этом.
Красный окрас, как и привычный нам оранжевый — нетипичное явление для 677х в Арзамасе
Арзамас — город сравнительно небольшой: население чуть-чуть переваливает за сотню тысяч, но при этом по размеру парка автобусов он — второй в области после столицы региона. А особым объектом туристического интереса его делает то, что это — последний город в европейской части России, где на маршрутах массово применяют 677е ЛиАЗы. На сегодня в инвентаре МУП "Арзамаспассажиравтотранс" числится больше 25 "луноходов" разных лет постройки.
Таким образом, Арзамас — это город с самым большим парком действующих "Луноходов" как в РФ, так и в бывшем СССР в целом.
677й лихо заползает в горку, опережая более молодого собрата
Как так получилось — спросит дорогой читатель — ведь автобусы легендарной модели давно покинули улицы бывших советских городов? Ответ на этот вопрос не столь однозначен и прост, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, в своё время автобусный парк Арзамаса целенаправленно закупал подержанные 677е с предприятий соседних регионов. Например, много машин пришло из Татарстана, где о том, что такое ЛиАЗ-677, давным-давно забыли.
Арзамасский ЛиАЗ в типичной ливрее после капитального ремонта
Тоже достаточно нетипичный образец для Арзамаса, не в ''модном'' борском окрасе — но явно борской постройки девяностых годов
Во-вторых, задержаться на этом свете ЛиАЗам активно помогал Борский авторемонтный завод. Это предприятие с советских лет обслуживало нужды объединения "Нижегородпассажиравтотранс", от которого на сегодня осталось лишь три гаража в областном центре, а в прошлом — это была целая сеть АТП по всей Горьковской области.
Помимо капитального ремонта "луноходов", Борский АРЗ выпускал их новыми: после того, как в августе 94го ЛиАЗ свернул выпуск 677х, там некоторое время продолжали производство кузовов для сборки сторонними предприятиями, как правило ремонтного профиля. Одновременно с борским заводом, производством 677х баловались Яхромский автобусный завод, Тосненский авторемонтный завод, завод "Ремтехмаш" в Орехово-Зуево, НТЦ "Мострансавто" в Дмитрове, и многие, многие другие, вплоть до автобусных парков разных городов "на местах".
Интересно, что некоторые предприятия сравнительно недавно были готовы построить едва ли не новую машину "под документы" старой, сохраняя определённые резервы комплектующих; последний известный автору этих строк образец вышел на маршруты в Тверской области в 2008 году.
В Арзамасе есть и ПАЗики — правда, в отличие от других малых городов России, здесь они находятся в явном меньшинстве
В-третьих, для грамотного водителя советский бензиновый автобус — это практически собственная нефтяная вышка, неиссякаемый источник дармового 92го бензина, который так полезен в быту. Поэтому, а также в силу простоты конструкции и самостоятельного ремонта, многие "хозяева" держатся за советских динозавров до победного.
ЛиАЗ борского производства отдыхает между рейсами
Чёрная обивка кресел и их несколько отличающееся исполнение явно выдают ремзаводское происхождение…
Салон отделан материалами попроще, чем в настоящих ликинских 677х
Он совсем молод — ему всего лишь двадцать лет; машина 1996 года выпуска. В Ликино их на тот момент не выпускали уже два года как.
В кабине — скромная советская роскошь в виде ковров везде и всюду: какая-никакая, а шумоизоляция.
Интересно, что на этой машине сохранена автоматическая коробка передач: как правило, при ремонте в Бору её ликвидировали, меняя на ''механику'', как неремонтопригодную.
677й мчит по Соборной площади
Да, внешний вид многих 677 в Арзамасе оставляет желать лучшего. Как говорят те, кто имели дело с борским заводом, работа с ними — дело тонкое. Одновременно нужно стоять над душой, не торопить, и не экономить на иголках. Для АПАТа машины делают, стабильно плохо подготовив под окраску — и получая в итоге закономерный результат.
Есть и более строгий вариант окраски, без пёстрых пятен
677 отправляется с Соборной площади в свой очередной рейс
Загрузка автобусов, несмотря на возраст, неплохая; а в час-пик лучше, чем Луноход, может быть только ''гармошка''. Вот только с ними здесь как-то исторически не сложилось
Случается и такое — 677, практически целиком закатанный в рекламу. Редкость даже для городов, где они работали в последнее десятилетие — и норма для Арзамаса
Маршруток, как и частных перевозчиков по городу, в Арзамасе принципиально нет: город сохранил за местным МУПом монополию на городские и пригородные перевозки, поэтому большой автобус в стотысячном городе продолжает держаться на плаву. С другой стороны, предприятие скорее не живёт, а выживает — тут уж не до жиру…
Ещё недавно по маршрутам Арзамаса, правда — на пригороде, ходили и 695е ЛАЗы, также прошедшие Борский АРЗ. Но те как-то тихо сошли на нет, вопреки общей тенденции: "механические" ЛАЗы обычно стараются списывать позже, чем прожорливые "автоматические" 677. "Икарусов" же на местных маршрутах было совсем немного, несмотря на то, что местный машиностроительный завод в девяностые занимался их сборкой из венгерских машинокомплектов.
Ездят тут не только на памятниках советской конструкторской мысли: есть и сравнительно свежие 5256, правда, на камазовских агрегатах…
…а ещё местное автопредприятие выгребло последние остатки 5256 на камазовском ходу из Москвы, с Зеленоградского автокомбината
С каждым новым поступлением техники в Арзамас (в последние годы — б/у из Москвы) для "Луноходов" настают непростые времена: машины начинают ходить "до первой поломки", и списываются до тех пор, пока не будут заменены "обновками". Да и эксплуатация таких машин год от года усложняется, и не все вопросы решаются разборкой доноров. Ещё три года назад 677х в городе было полсотни, сейчас же — вдвое меньше.
Время неумолимо идёт вперёд. Сегодня мы живём в мире победившей пластмассы и сильных макетов, строгих экологических стандартов и эффективного менеджмента, а главное — в стране победивших маршруток. Казалось бы, старому ЛиАЗу из нашего детства в таком мире места нет — но мы видим совершенно обратное. И, сравнивая арзамасский автобус с другими городами, понимаешь, что он — по-настоящему удивительный. Спешите видеть и прокатиться!