Автозавода ЗИЛ больше не существует. Но мы до сих пор скучаем по тем автомобилям и прототипам, которые создавали талантливые конструкторы. Давайте вспомним некоторые из них.
ЗИЛ-Э134, "Макет №2"
В 1956 году ЗИЛ разработал проект военного тягача с равнорасположенными осями и полным приводом. Колесная формула 8х8 обеспечивала проходимость на уровне гусеничных тягачей.
Всего сделали три прототипа, в том числе и этот плавающий.ЗИЛ-129Б
Проект городского автобуса на шасси туристического ЗИС-127. Его создали в 1958 году. Автобус отличался ширмовыми дверьми и другими сиденьями. В серию не пошел.
ЗИЛ-159
В 1958 году ЗИЛ подготовил автобус, который должен был заменить ЗИЛ-158. Но из-за бюрократических проволочек и некоторых недоработок конструкции в серию он так и не пошел. В итоге, всё автобусное производство на ЗИЛе свернули и передали на завод ЛиАЗ.
ЗИЛ-Э169А
Это была первая попытка сделать грузовик бескапотной компоновки в качестве альтернативы капотному ЗИЛ-130. На базе этого прототипа разработали целое семейство будущих КамАЗов (да-да, разработкой КамАЗов занимался ЗИЛ), а сам ЗИЛ запустил в производство капотную модель ЗИЛ-130. Так решила партия.
ЗИЛ-3Э169А
В 1969 году очертания будущих КамАЗов уже стали прорисовываться. Этот прототип третьего поколения получил вполне узнаваемую кабину. Его продолжением стал трехосный ЗИЛ-170, который и стал впоследствии серийным КамАЗом.
ЗИС-132С
Попытка сделать вездеход на арочных шинах. Кабину позаимствовали от грузовика ЗИЛ-164. На испытаниях прототип показал себя не с лучшей стороны: им было трудно управлять, а высокий центр тяжести сильно раскачивал машину.
ЗИЛ-135П "Дельфин"
Прототип военной транспортной амфибии на шасси ЗИЛ-135К. Изначально планировалось, что это будет самоходный понтон для мобильного моста, но впоследствии прототип перепрофилировали в универсальное транспортное средство. В серию не пошел.
ЗИЛ-130Г
В начале 70х годов прошлого века ЗИЛ подумывал о модернизации устаревающего семейства ЗИЛ-130. Конструкторы подготовили прототип ЗИЛ-130Г с угловатой стеклопластиковой кабиной, который в 1971 году отправили в Каракумский автопробег. Но в серию такой вариант не пошел.
ЗИЛ-4305 "Чебурашка"
Взяв шасси от представительского лимузина ЗИЛ-4304 и скрестив его с кабиной от грузового ЗИЛ-131, конструкторы завода получили необычный головастик - ЗИЛ-4305, получивший прозвище "Чебурашка" за нестандартные пропорции. Использовался в качестве внутризаводского транспорта.