Возможно, вы слышали, что пару дней назад в Праге с большой помпой было представлено четвертое поколение Skoda Octavia – европейского бестселлера марки, премьеры которого ждали, наверное, даже больше, чем показа очередного "Гольфа".
"Октавию", как и предполагалось, заставили сделать еще один небольшой шажок по пути в премиум: модные опции, оцифрованный салон, элегантный двухспицевый руль… И, конечно, новый дизайн.
Не революция, нет: чехи вовсе не дураки распугивать консервативных покупателей стилистическими экспериментами. Но "Октавия" безусловно стала выглядеть куда более солидно.В Skoda отдельно гордятся тем, что смогли, не меняя принципиально дизайн "Октавии", существенно снизить сопротивление воздуха – для обоих кузовов аэродинамический коэффициент снизился на 0,02. И это вполне осязаемая причина вспомнить ранние эксперименты фирмы в области аэродинамики, а заодно и интереснейшую историю одного давнишнего концепта, построенного, потерянного и вновь обретенного.
Чехи показали прототип 935 Dynamic на выставке в Праге в 1935 году, но премьере предшествовал весьма долгий период упорной работы. Основной задачей концепта была демонстрация достоинств "аэродинамического" подхода, поэтому машине придали такую весьма футуристическую для 30-х годов каплевидную форму. Коэффициент сопротивления воздуха Skoda 935 Dynamic составлял прорывные для тех времен 0,37: по данным фирмы, аналогичных результатов добились, например, в Ferrari с флагманской F50 – но в 1995 году. А еще машину снабдили задним "плавником", который должен был стабилизировать ее на скоростях около 130-140 км/ч. Похожие решения до сих пор используются на гоночных прототипах.
Компенсация бокового ветра концепту 935 Dynamic была жизненно необходима: машина отличалась довольно легкой передней частью, так как ее двухлитровый оппозитный мотор мощностью 55 л.с. расположили перед задней осью. Это решение в Skoda объясняют заботой о комфорте водителя, который при такой компоновке сидит чуть подальше от шумящего и дымящего двигателя. Но автомобиль пришлось уравновешивать, и инженеры не только вынесли радиатор вперед, но и нашли более элегантное решение. Основу рамы 935 Dynamic, проходящую по продольной оси через всю конструкцию, сделали трубчатой – и превратили в бензобак!
4,8-метровую "каплю" построили из алюминия и стали, добившись веса в 1 170 кг. При этом в салон "Динамика" свободно помещалось пятеро человек, а в передний "багажник" – до 300 литров поклажи. Там же, к слову, хранилось и запасное колесо, причем располагалось оно горизонтально, служа тем самым своего рода дополнительной защитой при аварии.
Skoda 935 Dynamic в отличие от многих современных концептов была вполне полноценным автомобилем – просто построенным в единственном экземпляре. И четыре года после дебюта прототип служил инженерам компании подопытным кроликом. Но к 1939 году потенциал концепта, видимо, сочли исчерпанным – и просто продали его на сторону. И уникальный концепт надолго пропал из виду.
Всплыл он только через три десятка лет: один из чешских фермеров, оказавшийся к тому моменту владельцем 935 Dynamic, решил, что не нужна ему эта рухлядь, и просто подарил фирме обратно то, что осталось от концепта. А у Skoda как раз незадолго до этого появился-таки заводской музей, поэтому неожиданному подарочку там, конечно, очень обрадовались.
А вот за реставрацию взялись отчего-то только в XXI веке. Позже в Skoda уверяли, что прототип им передали чуть ли не в идеальном состоянии, но попутно отмечали, что на восстановление 935 Dynamic ушло порядка шести лет. Михал Велебны, глава реставрационной мастерской Skoda говорил, что сложнее всего было работать с кузовом, сделанным из сочетания алюминия и стали. Пришлось восстанавливать и интерьер. Причем недостатка информации у инженеров не было: во второй половине 30-х 935 Dynamic успела засветиться на множестве фотографий.
Кроме того, реставраторам удалось обнаружить в единственном месте кузова – на внутренней стороне одной из стоек – следы оригинальной краски. Поэтому в конце концов концепт выкрасили именно в тот цвет, в котором он дебютировал в 1935 году. Вторая премьера Skoda 935 Dynamic состоялась через восемь десятков лет – в 2017-м. Сейчас единственная в своем роде "Шкода" проживает в заводском музее в Млада-Болеславе и периодически гастролирует по тематическим выставкам.