На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 600 подписчиков

Автомобиль - легенда

В нашей, и не только в нашей, истории эта машина навсегда осталась легендарной «полуторкой». Немногие современные автомобилисты, услыхав название ГАЗ-АА, сходу смогут определить – о чем вообще идет речь? Но услышав слово «полуторка», даже совсем далекие от автомобильной тематики люди улыбнутся с теплотой.

«Как же. Слышали, знаем и в кино видели…».

Название «полуторка» к этому автомобилю «приклеилось» с самых первых лет его производства и эксплуатации в нашей стране из-за «паспортной» грузоподьемности в 1500 кг или полторы тонны и стала его «пожизненным» псевдонимом. Хотя, забегая на перед, скажем, что эта самая «паспортная» грузоподьемность считалась среди шоферской братии понятием абсолютно абстрактным. Очень часто, если не постоянно, «полуторка» эксплуатировалась с двойным «перегрузом», чувствуя себя при этом вполне нормально. И это не считалось каким-то серьезным «геройством» или нарушением правил технической эксплуатации автомобилей. Да и правил таких в то время еще не существовало. Все это предстояло создать советским специалистам в самом недалеком будущем.

К началу 1928 года по численности автомобильного парка СССР уступал даже таким небольшим странам как Финляндия, Польша, Румыния и Португалия.

Для полномасштабной автомобилизации страны необходимы были сотни тысяч машин в год. Решение этой проблемы путем импорта являлось абсолютно нереальным. А мощностей, существующих в то время отечественных автозаводов, категорически не хватало для удовлетворения максимально возросшего спроса на автомобили, главным образом грузовых.

Выход заключался в создании собственных современных заводов, работающих по высокопроизводительной технологии, хорошо освоенной заводами США. К тому же американские машины прекрасно зарекомендовали себя на наших дорогах. К 1929 году заокеанские автомобили составляли треть отечественного автопарка. Самыми распространенными из них были машины марки «Форд», завоевавшие популярность во всем мире своей надежностью, простотой и невысокой стоимостью.

В 1929 году, между правительством СССР и представителями фирмы Форд, было заключено соглашение о долговременном сотрудничестве в области автомобилестроения и помощи в постройке будущего гиганта советского автопрома – Горьковского автомобильного завода.

Однако, еще за два года до подписания этого соглашения, первые американские грузовички модели Форд – АА и легковушки Форд-А прибыли в распоряжение советских специалистов. Всесторонние испытания этих автомобилей в условиях жесточайшего российского бездорожья, полного отсутствия системы ремонта и технического обслуживания, подтвердили правильность выбра. 

Автомобильный завод в Нижнем Новогороде был построен в нереально короткие сроки. Всего 19 месяцев понадобилось советским людям для завершения строительства и начала серийного производства автомобилей. Первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года.

Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный (ГАЗ), выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форда модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дермантиновой крышей. В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1«Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410.

Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен. Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта. Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки. 

Вскоре после начала Великой Отечественной войны. из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми скатками, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.

Советская «полуторка» в техническом отношениии, а тем более в таком «солдатском» исполнении значительно уступала автомобилям вермахта. Однако, по единодушному мнению немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, «в этих брезентовых кабинах сидели железные люди». Подвиг советского солдата-автомобилиста увековечен десятками памятников в наших городах и поселках.  На постаментах застыли «полуторки», которые вывезли на своих кузовах и в простреленных навылет кабинах миллионы раненых с передовой. Подвезли тысячи тонн продовольствия, боеприпасов, медикаментов и прочего имущества, так необходимого солдатам на войне. По имеющимся сегодня данным, только на знаменитой «Дороге жизни» через Ладогу было потеряно более 1100 автомобилей. Большую часть из них составили именно «полуторки». Воинских специальностеи ГАЗ-АА не перечесть. Санитарные автомобили и зенитные установки, аэродромные заправщики и аэростартеры (машины, предназначенные для запуска самолетных двигателей), артиллерийские тягачи и передвижные ремонтные мастерские, фронтовые кинопередвижки и автолавки военторга – вот далеко-далеко не полный перечень военных обязанностей этого автомобиля – солдата… И пусть он выглядел на фоне «ленд-лизовских» Студебеккеров и Швроле как ослик в табуне породистых скакунов, но именно этот «ослик» вывез на своих колесах основную часть трагедии и ужаса самой страшной войны в истории человечества. К слову, совсем недавно, в позапрошлом году, поисковиками был поднят со дна Ладожского озера автомобиль ГАЗ-АА.

Он пролежал под водой почти 70 лет. Тем не менее, в покрышках еще сохранился воздух, а в аккумуляторе электролит. Все деревянные детали автомобиля сгнили, но рама, двигатель, КПП и еще некоторые узлы и агрегаты «полуторки» сохранились. Принято решение автомобиль не реставрировать, а провести консервацию сохранившихся деталей и передать останки этой машины в музей.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года. 

Автомобиль - легенда.

Годы выпуска НАЗ(ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1947—1950.

Всего собрано 829 808 автомобилей (только НАЗ/ГАЗ).

«Полуторка» экплуатировалась в некоторых автохозяйствах вплоть до середины 70-х годов прошлого века и оставила о себе добрую память, славу и действительно заслуженное звание «Автомобиль – легенда»!

источник

наверх