О том, что Ирбитский мотозавод выпускал мощные мотоциклы с объемом двигателя более литра и мощностью в 50 л.с. знают только настоящие ценители марки. Многие даже удивятся – неужели в СССР вообще литровые «одиночки» выпускались?
ИМЗ М-100 изначально проектировали как мотоцикл для патрульной службы и сопровождения, требования к нему предъявлялись соответствующие, в первую очередь – способность быстро ехать в течение длительного времени.
Требование обеспечить скоростное превосходство над всеми участниками дорожного движения было, можно сказать, официальным.
Разработкой занимались конструкторы, работавшие с нестандартными решениями, такими как спортивные мотоциклы и различные экспериментальные образцы.
Основой послужил новый (на тот момент) мотоцикл М-63. Это был хороший мотоцикл в своем классе, но для поставленных задач требовались серьёзные доработки. Первые опытные образцы появились в октябре 1963 года.
Внешне это был модернизированный М-63, со спецсигналами, радиостанцией и некоторыми другими функциями. Мотоцикл сделали в одиночной версии и с боковым прицепом «коляской». Оппозитный двухцилиндровый мотор выдавал мощность около 40 л.с., его объем 1040 см3.
Результаты испытаний оказались плачевны. «Одиночка» разгонялась до 131 км/час, требование технического задания – 150 км/час. Правда, я не совсем понимаю, как можно было ехать с такой скоростью на мотоцикле с подвеской от трактора, и при этом не быть камикадзе. Версия с «люлькой» едва набирала больше 100 км/час, а должна была 120.
На скорости выше 120 км/час ветровой щиток становился опасен. Нагрузка на него была уже немаленькой, и любой дополнительный порыв ветра мог «рвануть» руль в сторону. В общем, конструкция требовала комплексных изменений.
Помимо дальнейшего увеличения мощности до 50 л.с., что уже было пределом для этого мотора, инженеры заново сделали аэродинамический обвес. На этот раз металлический обтекатель крепился к раме и не был связан с рулем. Попутно улучшилась развесовка, да и внешность этого капота, согласитесь, даже сегодня выглядит очень эффектно.
Именно в таком виде М-100 оказался увековечен в советском кинофильме о работе милиции.
Кстати, специально для этого мотоцикла была создана механическая сирена с приводом от двигателя, как на военном «Харлей Девидсон».
Подвеску адаптировали для высоких скоростей, с применением решений из мотоспорта, например крепление заднего маятника на резьбовых втулках, изменены параметры амортизаторов. Версию с коляской даже оборудовали «ручником».
На этот раз всё получилось, проведенные в 1965 году испытания показали хороший результат. Динамические и скоростные требования были достигнуты, управляемость был на хорошем уровне.
Оставалось разработать для него подходящие шины и запускать в массовое производство, и тысячи таких патрульных М-100 колесили бы по советским дорогам, если бы не типичная для нашего авто и мотопрома проблема.
Уже готовая, испытанная разработка в серию не пошла, потому что на заводе не было лишних мощностей, у министерства не было денег на расширение производства, даже всесильное, казалось бы, МВД ничего не смогло изменить в этой бюрократической цепочке, погубившей в разное время десятки прекрасных машин и мотоциклов.
В 1967 году по обходной технологии собрали 22 мотоцикла М-100 с колясками, они отправились служить в столичную ГАИ, а когда своё отслужили, их списали и забыли об этой уникальной разработке навсегда.
Правда, несколько машин спасли сами сотрудники ГАИ, выкупав их по мере списания, уже для личного пользования. Один из уцелевших М-100 отреставрирован и находится в Латвии.