Несмотря на свою явную технологическую отсталость даже в 50-е, этот автомобиль был очень любим в народе, ведь по большому счёту, Москвич 401 был первым автомобилем, который мог себе позволить обычный советский рабочий или служащий…
Своими корнями Москвич401 идет к довоенному Opel Kadett 38, по факту первые образцы машины были точной копией немецкого предшественника, и даже комплектовались немецкими стартерами Bosch, машины до 1947 года выпуска.
Самый первый же Москвич, по имеющейся информации, был собран в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Серийное производство первой советской «народной» легковушки началось в апреле 1947 года, но до конца года было выпушено всего около 1500 машин.
В 1948 году было сделано более 6700 экземпляров, а всего за годы выпуска с 1947 по 20 апреля 1956 года, когда последний Москвич четыреста первый сошел с конвейера, было изготовлено более 247 тыс. экземпляров.
Москвич четырехсотой серии был очень выносливой машиной. Сказывалась немецкая конструкция. Я видел их на дорогах даже в начале 90-х, и это были явно не коллекционные, не выставочные образцы. В «нулевых» даже чуть было не купил один такой. Заехал однажды в гаражный кооператив к мастеру, у которого свою машину обслуживал и приметил у одного из гаражей Москвич такой, цвета «электрик».
Состояние его было, можно сказать – отличным, уровень «колхоза» небольшой, видно было что машина использовалась мало и лет 20 просто стояла без движения. Ценник был $1100 вроде, точно уже не помню. Было желание купить, но в то же время были и сомнения.
Если москвичи 2 поколения еще как-то можно использовать в качестве резервной машины, а не только выставочного образца, заменив там ряд деталей на детали более поздних Москвичей, то 401-й в наше время это просто старинная машинка, пригодная лишь для ретро-показов, пробегов олдтаймеров и тому подобных мероприятий. В общем, передумал я его покупать, но до сих пор его вспоминаю.
В основном 401-е Москвичи красились в унылый серый цвет, и получили ряд народных прозвищ – «сутулый», «слон», из-за своего горбатого профиля, иногда их называли «горбатый», правда, впоследствии это прозвище закрепилось за «Запорожцем» ЗАЗ 965.
За время производства Москвич претерпел ряд изменений, но его внешний облик остался практически нетронутым. Не появилось на нем и так необходимого в нашем холодном климате отопителя. Opel Kadett 38 был без отопителя, и Москвич унаследовал этот серьёзный конструктивный недочёт.
У немцев, правда, климат помягче, зима потеплее и покороче, почему же наши конструктора не оборудовали машину «печкой» - сложно теперь сказать. Автовладельцы, эксплуатировавшие машину круглогодично, своими силами решали эту проблему, хотя большая часть автовладельцев просто ставили её в гараж с первыми заморозками, и начинали ездить уже весной.
Антифриза ведь тоже не было, и ежедневная эксплуатация такой машины в режиме с дому – на работу, с работы- домой зимой доставляла бы просто сказочных неудобств.
Технически, у Москвича 401 от Opel Kadett был ряд отличий. Была усилена балка переднего моста, карбюратор К-24, был полной копией немецкого карбюратора, в 1952 году он был заменен на карбюратор К-25 нашей разработки, рычаг переключения коробки передач переместился с пола на рулевую колонку, где он и будет находиться до появления 412 семейства москвичей.
Жаль, что его в 412 на пол перенесли. Наиболее значимые изменения были сделаны в 1952 году. Почти вдвое повысили ресурс двигателя, появилась новая ГБЦ, новый распредвал, повысилась степень сжатия, появился фильтр на масляном насосе, изменилась конструкция «помпы», появился новый генератор, работающий совместно с реле регулятором, что позволило увеличить срок службы АКБ почти в 2 раза. АКБ переместили в нишу передней части кузова, до этого она была на своеобразном «балконе», приваленном к переднему кузова.
В 1954 году машина претерпела еще одно значительное изменение – новый двигатель мощностью 26 л/с, сейчас такое количество «лошадей» кажется смешным, и новую коробку передач с синхронизаторами на 2 и 3 скорости.
Модернизированная машина получила индекс «401-420», и сходила с конвейера до 1956 года.
Москвич 401 был довольно неудобной и тесной машиной. У него отсутствовал багажник в современном его понимании.
Снаружи доступа к багажному отсеку не было, для этого требовалось откинуть спинку заднего сиденья, да и особой вместительностью багажный отсек не отличался. Запаска крепилась сзади, доступ к заднему ряду сидений был более удобен, чем к переднему, из-за открывающихся против хода задних дверей, а дверной замок был только на одной передней двери – справа. Считалось, что водитель, заходя в машину слева, подвергает себя опасности.
Это при тогдашнем то трафике, когда за 10 минут по улице могло проехать 2-3 автомобиля.
Но было у машины одно достоинство, перекрывавшее все её недостатки - доступность рядовому советскому человеку.
Стоимость машины была около 9 тыс. рублей, семья с тогдашним средним достатком могла накопить необходимую для покупки машины сумму за 2-3 года. Автокредитования в СССР тогда, по понятным причинам не было, как и многого другого.
Неспроста на плакате, рекламирующем сберегательную систему Сбербанка, известную всем советским людям «сберкнижку», красуется довольный мужчина за рулём Москвич-401, на который он и накопил, как гласит плакат авторства художника Корецкого, изданный в 1950 году.
Сейчас их уже не увидеть на дорогах. Многие, пережившие 20-й век машины догнивали на задворках гаражных сообщество в конце 90-х и нулевых, или отправились в металлолом.
Но я уверен, еще несть некоторое количество машин, забытых в гаражах на десятилетия, придет время и они будут извлечены на свет, и очень хочется верить – обретут новую жизнь, уже в качестве выставочных экспонатов, станут так сказать – почтенными предками. Возможно, такой «слон» был первой, а может и единственной машиной у вашего дедушки, или прадедушки.
Машина писателя Михаила Пришвина. Сохранилась в идеальном состоянии, пробег всего 14800 км, даже шины родные. Писатель ездил на ней последние 6 лет своей жизни.
Источник