Снимок фотографа отдела приключений Ивана Дементиевского.
Вадиму Бастахову 52 года, около двадцати из них он проработал дальнобойщиком, последнее время – в Якутии. По его словам, разница между работой в центральной России и на Дальнем Востоке – огромная. "Когда приехал в Якутию, мне было уже глубоко за 40.
Думал, что знаю о себе и о машинах все, такой опытный мужик, но нет. Оказалось, то, с чем я сталкивался раньше – детский сад, а я мальчик по сравнению с опытными якутскими водилами. Пришлось наверстывать".
"Лед под машиной нужно уметь чувствовать"
Вот, что рассказывает Вадим: "Якутия (теперь я, наверное, прожив тут около десяти лет, могу говорить «наша») – удивительный регион. Когда живешь тут, то привыкаешь, а когда только попадаешь сюда – непривычно. Зимой большая часть населенных пунктов зимой никакими трассами не связана – заметает все. А грузы в любом случае возить надо: есть поселки и деревни, там людям жить надо, есть, мыться, вещи стирать. Еда им нужна, мыло, дрова, уголь. Доходит до смешного: однажды я своему знакомому пенсионеру привез хорошую зубную щетку: он до этого три года щетку не менял, ближайший магазин далеко, а он больной человек. В некоторые места и летом сложно доехать, а зимой все еще сложнее. И в дороге тебя никакие спасательные службы не спасут, мобильной связи на маршруте нет, рации в сложном рельефе тоже берут черт знает как (чаще всего - никак). Все, что у тебя есть на маршруте – ты сам, машина и помощь таких же водителей. Бывает, едешь, видишь впереди коллега тянет свой большегруз по льду. Остановитесь, поговорите, узнаете дорожную обстановку – вот тебе и радио, и интернет, и новости. Зимние наши маршруты часто проходят по льду, вот тут главная опасность – провалиться.
Вполне реальная ситуация: машина провалилась под лед, температура -45.
Хозяин машины уже который день пытается вызволить свой транспорт. "Люди у своих грузовиков обустраивают временные жилища – устанавливают палатку с печкой, пригоняют домик на колёсах", – рассказывает фотограф Ваня Дементиевский, который работал в этих местах.
"Когда едешь по реке, лед нужно чувствовать, слышать, понимать насколько он сейчас опасен. Бывает, что прямо ощущаешь, сидя на сиденье как он пружинит. На это ощущение и ориентируешься, этот навык приходит с опытом", – поясняет Вадим.
А вот, что говорит фотограф нашего отдела приключений, Ваня Дементиевский: "Зимник – самая настоящая дорога жизни. Если бы не зимники, то во многие поселки нельзя было бы завозить еду и жизненно необходимые для быта вещи. Я, на пути к морю Лаптевых, встречал многих водителей, которые надолго засели во льдах. И вот они недели (или даже месяца) сидят и откапывают своих механических кормильцев, отмораживают машины. Машина – единственный инструмент для заработка, ее не бросишь".
Машина, попавшая в ледяной плен. Ваня рассказывает: "Хозяин уже не один месяц живет около нее. Транспортное средство – единственный кормилец. Если не успеть вытащить до наступления тепла, то лед просто напросто переломит грузовик".
А вот, что рассказывает Вадим Бастахов: "Я бы свою работу на другую не променял. Это, наверное, опасно, сложно (хотя, конечно, мне моя работа уже давно кажется обычной), но не за прилавком же в магазине мне сидеть? Или что – в офисе кресло продавливать? Никогда не забуду: однажды, я по просьбе жителей маленькой и удаленной от поселков деревни (зимой туда можно целый день ехать – и не доехать) – захватил с собой детских игрушек к Новому году. Игрушки простые, китайские, детям прям там у машины их и раздали. Какие они были счастливые. Я зарабатываю деньги, да, но приятно еще себя чувствовать не просто винтиком в каком-нибудь офисном мире, а полноценным человеком, который делает важные дела".
Ищем мужчин с опытом дальнобойщиком для публикации заметки об этой непростой работе – в журнале Men's Health Russia. Пишите в комментариях или сюда - zoanton@yandex.ru.
Фото Ивана Дементиевского, спасибо