В Верховный суд обратился житель Пензы Михаил Крапп, который снял на видео работу, а вернее нежелание работать сотрудников одного из местных автосалонов и выложил ролик на YouTube. На нем в течение 14 минут видно, как клиента откровенно "футболят" и "гоняют по кругу". Ролик быстро стал популярным, собрав около 125 тысяч просмотров и длинный перечень комментариев.
Проблема оказалась знакомой для автомобилистов из разных городов.Затянувшийся ремонт автомобиля обернулся судебным иском для его владельца
- Я обращался на "горячую линию", мое обращение зарегистрировано, но поговорить по телефону с менеджером, который ведет это дело, ни разу не удалось. Трубку поднимали представители колл-центра, переключали на менеджера, однако там никто не брал трубку, говорили, что перезвонят, но обратной связи никакой не было. Я звонил по нескольку раз на дню - результат один и тот же. Однажды мне удалось дозвониться, и я с большим удивлением узнал, что, оказывается, мне выдан, по данным дилера, подменный автомобиль, только вот я об этом не знал. На мои письма в центральный офис тоже никто не отвечал, - рассказывает Михаил Крапп.
Владелец пропавшего автомобиля решил снова посетить дилерский центр с включенной видеокамерой на своем телефоне. Клиент за кадром был, на удивление, сдержан и предельно вежлив. А вот сотрудники автосалона вели себя, мягко говоря, не совсем адекватно.
"Я не могу вам ничем помочь, я не хочу с вами разговаривать", - был ответ девушки на ресепшене. Менеджер по работе с клиентами тоже оказался бессилен что-либо пояснить. Даже автомобиль в ремонтном цеху владельцу осмотреть не позволили. Клиент ушел, так и не получив ответа ни на один из накопившихся вопросов.
Пользователи сочувствовали, давали советы, некоторые не стеснялись в выражениях. Собственно комментарии скорее всего и задели сотрудников автосалона за живое. Они предъявили автору ролика судебный иск... на пять миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда за неправомерное обнародование и использование видео без согласия.
Нужно ли согласие на использование изображения общественного места, которым являются магазины, автосалоны и другие помещения, открытые для свободного посещения, - теперь об этом спорят юристы.
Октябрьский районный суд иск удовлетворил частично. Краппа обязали выплатить деньги сотрудникам автосалона, которые испытали моральные страдания: пять тысяч рублей - девушке на ресепшене и 2000 - менеджеру по работе с клиентами. Но ответчику пришлось также компенсировать все судебные расходы. Сумма набежала приличная - порядка 70 тысяч рублей.
Многие, знакомые с делом, сочли это решение несправедливым.
- Своими действиями истцы ущемили права клиента автосалона. На видеозаписи видно, что сотрудники дилерского центра не исполняют своих служебных обязанностей по предоставлению информации об автомобиле и стадии гарантийного ремонта. Владелец машины действовал в публичных интересах, привлекая внимание общественности к проблеме, которая в целом актуальна. Лица истцов не являлись основным объектом изображения. Подробностей частной жизни материалы видеозаписей не содержат, они касаются только исполнения должностных обязанностей. При этом соответствие видеозаписи действительности в суде не оспаривалось, - говорит адвокат, член Общественной палаты Пензенской области Алексей Богородицкий.
Кстати