Под Оршей может появиться спортивно-технический комплекс для подготовки молодых автоспортсменов и контраварийной подготовки водителей. Проект оценивается в 4 млн евро, есть возможность получить эти деньги в рамках Программы трансграничного сотрудничества "Латвия - Литва - Беларусь" 2014-2020. Но имеются нюансы…
- Идея появилась несколько лет назад во время приезда в Оршу консула Латвийской Республики в Витебске Дагнии Лаце-Ате. В составе делегации также был Ренарс Ремерс, руководитель известного в ЕС Рижского спортивного клуба Basse Racing, занимающегося подготовкой юных спортсменов и водителей в картинге.
Латвийские фамилии звучат вовсе не случайно. Проектом предусмотрено строительство двух комплексов: одного - в Даугавпилсе, второго - в Орше. Для реализации белорусского проекта еще в 2013 году было зарегистрировано частное спортивное унитарное предприятие некоммерческого направления "Спортивно-технический клуб "Газавтосистем-Орша", - рассказывает его директор Александр Демещенко. - Под будущий комплекс мы даже нашли землю. Руководство Оршанского райисполкома, давно обратившее внимание на существующую в стране проблему, готово выделить от 25 до 40 гектаров в пригороде Орши. Там земля не пригодна к сельхозобороту и особо никому не нужна. Данный участок имеет очень хорошее географическое положение: до границы ЕС - 500 километров, как и до Москвы, - это дает возможность проведения соревнований международного масштаба и уровня, опять же легкодоступность, так как расположена земля вблизи пересечения крупных трасс М1 (Е30) и М8 (Е95).Поскольку проекты планируется реализовать в рамках Программы трансграничного сотрудничества, они должны вестись параллельно. Под эти комплексы ЕС выделяет финансирование, по 4 миллиона евро на каждый. Буквально на днях латвийская сторона сообщила о том, что она со своей стороны практически все необходимые шаги совершила, очередь - за Беларусью.
- Для чего вообще это нужно Евросоюзу - вкладывать деньги в проект за пределами ЕС? И зачем такой комплекс нам?
- Суть этого проекта - поддержка детско-юношеского технического воспитания, создание центра контраварийной подготовки, повышение безопасности на дорогах. Отсюда и необходимые элементы: картинговое кольцо, специально оборудованная площадка для контраварийной подготовки. Кстати, за основу был взят латвийский спортивно-технический комплекс "333".
Сегодня в Беларуси функционирует более 26.000 объектов физкультурно-спортивного назначения, в том числе 243 стадиона, 278 бассейнов, 5140 спортивных залов и т.д., но ни одного официального спортивно-технического комплекса, где любой человек, имеющий водительское удостоверение, может повысить уровень своего водительского мастерства!
А ведь с автомобилями мы сталкиваемся каждый день. И что получается? Состояние машин мы проверяем каждый год на техосмотре, здоровье водителя - тоже с определенной периодичностью (от ежедневного предрейсового осмотра у профессионалов до медосмотра раз в 5 лет у любителей), а умение управлять автомобилем контролируем один раз при получении "прав", причем на уровне "церковно-приходской школы". Фактически мы не знаем, как поведет себя человек в экстремальной ситуации, а ведь водитель управляет средством повышенной опасности, которое, если выходит из-под контроля, грозит жизни окружающих.
В Беларуси можно найти любое занятие: фитнес-залы, футбольно-хоккейные площадки, ледовые арены и дворовые хоккейные площадки, места рыбалки и охоты, места для занятия любым видом спорта, кроме технических!
Если в каждом городе появятся площадки для тренировок водителей, а при них - школы контраварийного вождения, сколько можно будет сохранить человеческих жизней! И сколько можно сэкономить бюджетных денег на страховые выплаты последствий ДТП!
Во времена СССР на каждом автотранспортном предприятии была своя гоночная команда. А есть еще такая проблема в городах - стритрейсеры, уличные гонщики, которым, кроме как на дорогах общего пользования, негде выпустить пар, проявить себя, посоревноваться с такими же, как они сами.
- Что будет представлять собой комплекс?
- Там будет площадка контраварийной подготовки, картинговая трасса, кроссовая и ралли-кроссовая трасса. Также рассматриваем вариант допуска других дисциплин - это time-attack, трековые гонки, супермото. О трассе для шоссейно-кольцевых гонок речи не идет: вписать ее в площадь предполагаемого участка не получится. Помимо самих трасс комплекс должен включать в себя хотя бы минимальную инфраструктуру: боксы, зрительские трибуны и так далее.
- Поскольку проект является некоммерческим, в нем заложены определенные ограничения…
- Обязательное условие инвесторов - в течение 5 лет на этом объекте никто, даже ведущий бенефициар, не имеет права получать доход, а в течение 7 лет не имеет права извлекать прибыль. В течение 5 лет во время работы этот проект должен быть абсолютно бесплатным и доступным для населения, при этом основное внимание будет уделено детскому направлению, в частности картингу. Только после этого будет разрешено предоставлять трассу на платной основе.
- А как в таком случае обеспечивать функционирование комплекса? За счет каких средств обеспечивать подготовку трассы, содержание инфраструктуры?
- Это как раз тот вопрос, с которым сейчас латыши разбираются. Думаю, что технические затраты будут заложены в бюджет проекта. Например, можно будет заказать какую-то дорожную технику, а затем эти счета оплатят. А вот зарплатный фонд персонала - это проблема. По идее те люди, которые в этом проекте работают, не могут получать доходы.
- На какой стадии находится проект?
- Его реализация подразумевает несколько этапов, но уже на первом из них мы столкнулись с серьезной проблемой. ЕС к дальнейшим действиям готов, а мы - нет. Мы до сих пор не можем юридически и технически сделать первые шаги! Отчасти - из-за отсутствия средств для старта. Это социальный проект, коммерческим его нельзя назвать. Но прежде чем получить поддержку зарубежного инвестора, местных властей, нужно предоставить пакет документов.
Мы уже согласовали с Михаилом Горбачевым - на сегодняшний день это единственный на постсоветском пространстве проектировщик и дизайнер гоночных трасс и автодромов из Московской проектной группы Racetracks - возможность того, что он пойдет нам навстречу в вопросе стоимости проектной документации. Но на это тоже нужны деньги. Опять же в какую структуру ни приду, от меня прежде всего ждут денег. Чтобы получить на руки какие-то бумаги, нужно что-то вложить.
- А помимо финансового вопроса имеются другие препятствия?
- Есть и другой "якорь", который нас удерживает. Ту землю, которую нам готовы предоставить для строительства комплекса, мы пока не можем взять, потому что сразу столкнемся с необходимостью платить земельный налог. Да, больницы, спортивные объекты, находящиеся на территории любого города, от этого налога освобождены. Но это не касается спортивно-технических комплексов - в Беларуси нет таких прецедентов! Решение об освобождении от земельного налога может принимать лично Президент. А чтобы обратиться по этому вопросу в Администрацию, должна быть полностью подготовлена вся юридическая база.
- Если это сложно сделать самостоятельно, неужели нельзя обратиться к помощи специалистов, которые смогли бы подготовить весь пакет документов?
- Признаюсь: мы не можем найти профессионалов, которые могли бы нам помочь, подсказать, направить в нужное русло. Да, Евросоюз представляет требования, что нужно с его стороны. Латвийские коллеги, работающие над аналогичным проектом, могут подсказать какие-то шаги, но с точки зрения своего законодательства. Однако все это нужно "переводить" на нашу нормативно-правовую базу, и вот с этим есть серьезные проблемы.
Я общался с людьми, которые работали с комплексами экологической и культурной направленности. А таких проектов, как наш, даже в трансграничном партнерстве не было. Все инвестпроекты идут в рамках 10-го президентского декрета. Но здесь трансграничное сотрудничество, в его рамках уже построен один из объектов - погранпереход "Григоровщина" в Витебской области. Однако это другая история, а информации по ней совсем немного.
Вот и выходит, что ЕС со своей стороны сделал все необходимые шаги, латыши уже готовы к реализации проекта, а мы пока топчемся на месте, пытаясь разобраться с особенностями нашей нормативно-правовой базы и преодолеть инертность нашей бюрократической системы, которой приходится объяснять необходимость подобного комплекса для нашей страны. Сейчас нам нужно найти точку отсчета, чтобы можно было с чего-то начать.
Беседовал Иван КРИШКЕВИЧ