В начале этого лета ГИБДД начала проверки доработанных автомобилей на предмет внесения переделок в ПТС, что вызвало массу недовольства автовладельцев. В ответ на это в Госдуме сформировали и направили правительству предложение упростить процедуру легализации изменений в транспортном средстве.
Наибольший общественный резонанс создался вокруг подготовленных внедорожников с "силовыми" бамперами, лебедками, шноркелями, лифтом кузова или подвески, а также "люстрами" дополнительного света.
Но хотя джиперское сообщество и подняло основной шум, оно оказалось только верхушкой айсберга. Под каток проверок вместе с ними попали, например, легковушки с внешним или внутренним тюнингом (это может быть нештатный обвес, выхлоп или спортивный руль), грузоперевозчики, компании по прокату лимузинов и даже те автовладельцы, кто ради экономии средств установил в машину газобалонное оборудование.Соответственно, если у автомобиля выявленные инспектором изменения в конструкции транспортного средства не были вписаны в ПТС, владельцу выписывались штраф в 500 рублей и постановление в 10-дневный срок устранить замечания. Иначе, согласно приказу МВД №1001, регистрация автомобиля временно приостанавливается, "до устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации".
Но легализация переделок автомобиля из-за бюрократических препонов сегодня остается весьма сложным и недешевым мероприятием, которое будет стоить владельцу немало времени и нервов. При этом этом легализовывать приходится даже то допоборудование, на которое имеется сертификат производителя и которое установлено в сертифицированном техцентре. Другая сложность в том, что для запуска процедуры легализации и внесения изменений в документы машину надо представить в ГИБДД в исходном виде, что во многих случаях просто нереально. Есть и случаи отказа ГИБДД в приеме заявлений на внесение изменений в конструкцию автомобилей.
Чтобы разобраться с этой проблемой, 21 июля в Госдуме был собран круглый стол "Совершенствование государственного надзора в части состояния транспортных средств", организованный зампредом Государственной Думы и по совместительству издателем журнала "4х4 Полный Привод" Александром Романовичем. Причем на встрече собрались не только представители ГИБДД и разработчики Технического регламента из НАМИ, но и представители автоклубов, терпящие сейчас серьезные убытки производители и установщики допоборудования, транспортники, спасатели. По итогам заседания была сформирована рабочая группа, которая начала готовить Правительству предложение о пересмотре процедуры легализации изменений в конструкции ТС.
И вот на этой неделе рабочей группой было сформировано и передано Дмитрию Медведеву соответствующее обращение по данному вопросу. Ниже приводим полный текст данного письма.
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Информирую Вас о том, что 21 июля 2016 года в Государственной Думе ФС РФ был проведен "круглый стол" на тему "О совершенствовании государственного надзора в части технического состояния транспортных средств", в котором приняли участие представители ведущих компаний в сфере производства, импортозамещения, установки автокомпонентов, оказания транспортных услуг, представители крупнейших объединений автовладельцев, добровольных негосударственных спасательных формирований, федераций автоспорта, технические эксперты.
Участники "круглого стола" отметили, что указания ГУОБДД МВД России от 20.11.2015 №13/5-8230 "О направлении методических рекомендаций", от 23.05.2016 №13/5-e-3925 "О совершенствовании государственного надзора в части технического состояния транспортных средств" и приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" в части абзаца 4 пункта 3 и абзаца 2 пункта 51 содержат признаки избыточного государственного регулирования и фактически делают легализацию внесенных изменений в конструкцию ТС невозможной для миллионов автовладельцев.
Подобная правоприменительная практика уже привела к тому, что деятельность в сфере импортозамещения и установки автокомпонентов, транспортных услуг, автотуризма, автоспорта становится невозможной. И если сейчас предприятия терпят убытки, то в течение нескольких месяцев целым отраслям грозит закрытие. Это приведет к сокращению числа рабочих мест, в том числе высокотехнологичных, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, росту социальной напряженности.
Возникают и дополнительные трудности в реализации программ по газификации транспорта, в том числе общественного. Количество ТС, использующих газовое топливо, уже превышает пять миллионов, причем эти ТС эксплуатируются преимущественно в малых городах, сельской местности. Отказ от использования ГБО может лишить миллионы автовладельцев возможности эксплуатировать их ТС, причем пострадают наименее обеспеченные категории граждан.
Прошу Вас рассмотреть возможность принятия следующих решений:
Сформировать рабочую группу по совершенствованию правовой базы в части внесения изменений в конструкцию ТС с участием представителей органов государственной власти, экспертных и общественных организаций в целях разработки нормативно правовых актов по данному вопросу, гармонизации законодательства и единообразия правоприменения на территории Российской Федерации;
Приостановить действие второго абзаца пункта 51 приказа МВД от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (об аннулировании учета транспортных средств с внесенными в конструкцию изменениями) по отношению к ТС до момента принятия измененной по итогам деятельности Рабочей группы правовой базы;
В Приложении к письму ГУОБДД № 13/5-8230 от 20.11.2015:
В пункте 2 исключить слова "после осмотра транспортного средства".
Дополнить подпунктом 2.2 следующего содержания: "Вопрос о возможности внесения изменений в конструкцию, связанную с заменой кузова, рамы, кабины, целесообразно рассматривать после идентификации (осмотра) транспортного средства с представленными документами, до фактической замены указанных номерных агрегатов".
В пункте 3 абзацы 2, 3, 4, 5 исключить формулировку "по результатам его осмотра в случае" заменить на "после осмотра транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями и предоставления следующих документов:
а) Предварительное заключение Технической экспертизы конструкции транспортного средства с положительными результатами.
б) Заявление декларацию об объеме и качестве выполненных работ
в) Заверенные в установленном порядке копии сертификатов на установленные компоненты (кроме компонентов ТС, бывших в употреблении)
г) Диагностическая карта с положительными результатами прохождения технического диагностирования и подтверждения соответствия ТС требованиям безопасности.
д) Протокол технической экспертизы транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями".
Конечно, немедленных изменений в техрегламенте и процессе регистрации переделок от этого обращения явно ждать не стоит - законодательные изменения из-за бюрократических проволочек происходят долго. Но есть надежда, что данная инициатива все же сдвинет ситуацию с мертвой точки.