Необходимость в новом среднетоннажном грузовике назрела в СССР к середине 30- х годов. Выпускавшийся тогда ЗИС-5 был стремительно устаревающей машиной, как морально так и по своим техническим параметрам. Выпуск новой машины планировали начать на ЗИСе к концу 30-х годов, в 1938 году несколько опытных грузовиков были построены, тогда они назывались ЗИС-15. Перспективный грузовик должен был по всем параметрам превосходить своего предшественника, по грузоподъемности и размерам грузовой платформы, по надёжности, долговечности и мощности, и по комфортабельности, хотя этому очень важному параметру в те времена почему-то должного внимания не уделялось.
При разработке новой машины конструкторыориентировались как на собственные, уже имеющиеся наработки, в особенности по двигателю, который на тот момент уже имелся и успешно прошел обкатку на предмет выявления «детских болезней» на некоторых партиях грузовиков ЗИС-5 (модификации с 6 – цилиндровым двигателем именовались ЗИС-50), так и на передовой опыт мировых автомобилестроителей, в большей мере, конечно, американских. От американцев с небольшими изменениями перешел внешний облик нового советского грузовика, всё в нем напоминало американские машины тех лет – плавные линии, длинный капот и широкие, покатые крылья отходившие вбок от остроносого капота, на крыльях крепились фары. В производство машина не пошла, виной тому стала война…
Работы над новой моделью грузовика возобновились лишь в 1944 году. Брать за основу довоенную разработку 1938 года посчитали уже нерациональным ходом, машину, серийное производство которой так и не началось, модернизировали. По техническим параметрам изменений значительных не было. Двигатель остался тот же, бензиновый шестицилиндровый рядный, но мощность увеличилась до 90л.с., поршни стали алюминиевыми, а в механической коробке передач появилась пятая, повышающая передача, впервые в истории советского автопрома. Так же, впервые у советского грузовика появились пневматические тормоза. Колёсную базу немного уменьшили, в сравнении с ЗИС-15, она стала ровно 4000 мм, грузоподъемность составляла 4 тонны.
Изменился и внешний облик, машина немногим отличалась по дизайну от американского грузовикаInternational KR-11, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу, хоть и не так массово как Studebaker US6.
Серийный выпуск ЗИС-150 начался в конце октября 1947 года, тогда с конвейераначали сходить пробные партии, массовый выпуск начался в апреле 1948 года. Из-за дефицита тонкого листового проката кабина поначалу была комбинированной, деревянно-металлической, внешне это было заметно по оконным рамкам дверей и задней части кабины, имевших квадратные, рубленые формы в отличии от плавных линий цельнометаллических кабин.
Со временем, в 1950 году, кабина стала полностью металлической. Она была оборудована отопителем, а в летнее время можно было приоткрывать ветровое стекло. Дверные стёкла можно было опускать при помощи стеклоподъемников, так же впервые устанавливавшихся на советские грузовики. От ЗИС-5 новый грузовик унаследовал и народное прозвище «Захар», но и своими собственными обзавелся – «крокодил» и «колун».
В процессе эксплуатации выявился существенный, опасный недостаток конструкции – длинный карданный вал, который обрывало на высоких оборотах, как правило, на спуске. При обрыве вала обычно повреждалась и трубка пневмопривода задних тормозов, и поскольку тормозной контур был один на все колёса, машина становилась неуправляемой, полностью лишалась тормозов. Проблему частично попытались решить ограничением оборотов коленвала, для чего на двигатель ставился ограничитель, не дававший превышать 2400 оборотов/мин. Это нововведение улучшило ситуацию, но проблему в целом не решило, машина по прежнему вызывала массу нареканий у эксплуатировавших её автохозяйств.
В 1952 году ЗИС-150 был существенно модернизирован, с учётом накопленного опыта эксплуатации. Прежде всего избавились от длинного и опасного карданного вала, заменив его двумя валами с промежуточной опорой, в простонародье – подвесным подшипником. Усилили и удлиннили рессоры. Незначительно изменилась система смазки двигателя, перед радиатором появились жалюзи. В рулевом редукторе изменились передаточные числа, однако сам механизм по прежнему остался без гидроусилителя, требующий от водителя значительных усилий.
В 1956 году прошла очередная модернизация, затронувшая в основном двигатель. Головка блока стала алюминиевой, появился усовершенствованный карбюратор, изменения коснулись впускного коллектора и воздушного фильтра, были усилены слабые места рамы, на передних рессорах появились резиновые подушки, и в передней подвеске появились гидравлические телескопические амортизаторы, сцепление стало однодисковым.
Изменения коснулись и внешнего облика. На решетке радиатора появились вертикальные брусья вместо горизонтальных, и главное – машина сменила название, вслед за сменой названия у завода, стала называться ЗИЛ-150, на капоте появилась выштамповка «ЗиЛ».
За 10 лет производства, с 1947 по 1957 год было выпущено 774 615 грузовиков ЗИС и ЗИЛ-150 различных модификаций, среди которых были бортовые, фургоны, самосвалы ЗИЛ-ММЗ, бензовозы, пожарные машины и даже седельный тягач ЗИС-120Н, который небольшими партиями начал производиться с 1956 года.
До наших дней сохранилось немного экземпляров этого грузовика, хотя они еще работали в автохозяйствах в начале 70-х. Сейчас встречаются в основном ЗИЛ-164, сменившие на конвейере 150-й, и зарекомендовавшие себя действительно надёжной, неприхотливой, «неубиваемой» машиной.